В конце XIX века началось строительство шоссе между Новороссийском и Сухуми. Тогда у него было несколько названий – Анненковское, Голодное, Сухумское и Береговое. Протяженность междугородней дороги вдоль моря составляла 500 верст.
Как и почему началось строительство
Как рассказывают на историческом youtube-канале «Новороссийск: история где-то рядом», строительство началось в конце XIX века, года в Российской Империи бушевал голод. Правительство решило, что разовая раздача хлеба не сможет улучшить обстановку, и потому голодающих необходимо обеспечить заработком. Поэтому их устраивали на общественные работы, в том числе голодающие отправлялись на стройку шоссе вдоль Черного моря.
Непростая работа
В некоторые месяцы над шоссе работали до 16 тысяч человек. Работы проводились спешно и не всегда качественно. Инструментов не хватало: рабочие даже носили щебень в подолах.
Оплата рабочим производилась ассигновками, которые можно было обменять в городском банке на 1000 рублей. Пользуясь неграмотностью простых людей, на этом наживались мошенники: они выкупали ассигновки за 700-800 рублей и сами обналичивали их.
Некоторое время здесь работал будущий советский писатель Максим Горький. Он трудился на участке Геленджик-Пшада в июне 1892 года. В дальнейшем по полученным здесь впечатлениям он написал рассказы «Калинин», «Рождение человека» и «Песнь о соколе».
Сухумское шоссе было полностью достроено в 1895 году. К этому времени вокруг него возник дачный поселок. По всей длине шоссе расположились почтовые станции и домики смотрителей шоссе. Однако лишь к 1900 году, после строительства каменных мостов через реки, оно было сдано в эксплуатацию.
Бурная жизнь шоссе в XX веке
Первый кавказский автопробег по маршруту «Новороссийск-Гагры» состоялся в 1911 году. В нем участвовало 29 автомобилей, из которых 3 попали в дорожные катастрофы и еще 3 получили штрафные баллы за нарушение правил пробега. Весь маршрут укладывался на Сухумском шоссе.
В августе 1918 года из Новороссийска в Туапсе по Сухумскому шоссе прошла Таманская Красная армия. В память об этом рядом с дорогой установлен памятник.
В 1924 году Сухумское шоссе покрыли слоем щебня, а в 30-х годах XX века дорогу местами заасфальтировали. С распространением автотранспорта в 50-х и 60-х годах проезжую часть расширили.
В конце 70-х годов появился проект междугородней троллейбусной линии по маршруту «Новороссийский железнодорожный вокзал - Геленджик», но реализован он так и не был. А с 1981 года шоссе носит привычное всем название: изначально оно называлось Сухумийским.