Ежегодно Новороссийск меняется, обрастая новыми зданиями и избавляясь от старых. Если бы житель дореволюционного Новороссийска попал на знакомые ему улицы в наши дни – он заблудился бы в два счета. Ведь с тех пор у многих улиц менялись названия, а большинство старинных зданий были разрушены в годы войны.
Мы же, современные новороссийцы, можем прогуляться в прошлое благодаря старинным открыткам. Раньше местные жители и приезжие отправляли их своим знакомым почтой, чтобы показать красоту этих мест, ведь привычных нам мессенджеров и соцсетей в то время не было.
Автор книги «Новороссийск на дореволюционных открытках» Анна Зорина собрала удивительные почтовые карточки в одном издании, чтобы рассказать о городе прошлого столетия.
По дороге от Новороссийска в Геленджик, имение «Павловка» профессора Ковалевского
Попавшая на открытку дача с 1904 года принадлежала профессору медицины Павлу Ивановичу Ковалевскому. Здание находится в Пенайском урочище, которое состоит из нескольких небольших ущелий. Каждое из них укрыто скалами от норд-оста, и в них бьют ключи мягкой, пригодной для питья воды.
Встреча и проводы тела цесаревича Георгия
28 июня 1899 года в возрасте 28 лет скончался от туберкулеза брат императора Николая IIцесаревич Георгий. А 9 июля того же года его тело доставили на корабле «Георгий Победоносец» в Новороссийск. На причале почившего цесаревича ждал траурный поезд – на нем тело отвезли в Санкт-Петербург для захоронения.
Туннель и вокзальная улица
В 1900 году в районе «Стандарт» построили туннель. По подпорной стене, расположенной в левой части снимка, от элеватора к эстакадной пристани курсировали составы с зерном. А в кирпичном здании справа располагалась французская пароходная компания «Мессажери Маритим».
Элеватор
Инновационное на момент постройки здание выполнено из камня, кирпича и железа. Самый большой в России и один из крупнейших в мире новороссийский элеватор стал достопримечательностью города с первых же лет существования.
«Черноморский экспресс»
До революции заканчивались железнодорожные пути подходили прямо на пассажирскую пристань порта. По ним «Черноморский экспресс» подвозил своих пассажиров прямо к морю. Здесь люди осуществляли пересадку с поезда на пароход или наоборот.
На второй открытке можно увидеть «Черноморский экспресс» у железнодорожного вокзала. Павильон ожидания построили в 1910-х годах – сейчас на его месте обустроена открытая платформа с навесами. Кстати, в 1920-е годы здание вокзала расширили, добавив к нему два двухэтажных крыла.
Мол
Западный мол знаком и современным новороссийцам. Набережную здесь начали строить в 1896 году, а завершилось строительство в 1902 году.
Мужская гимназия
Наверняка многие узнали на этой открытке нынешний Технико-экономический лицей. Это прекрасное двухэтажное здание было выстроено к концу 1900 года. Здесь расположилось первое в Новороссийске среднее образовательное учебное заведение, мужская гимназия.
Серебряковская улица
Городская управа в первые годы существования арендовала дома новороссийских купцов. А в 1909 году для органов самоуправления построили Городской дом. На его втором этаже расположились городские Дума, Управа, городской общественный банк и публичная библиотека. Нижний этаж занимали лучшие магазины города.
Городской сад
Роскошное здание новороссийского летнего театра построили в 1912 году. И оно было уникальным для нашей страны – театр имел три яруса и полностью был сделан из дерева. Внутри – электрическое освещение, водопровод и вентилятор. В военные годы театр был разрушен попаданием немецкой авиабомбы.
Магазин Степанова
Центральная улица дореволюционного Новороссийска называлась Серебряковской. На месте современной аллеи располагались лавки и магазины, среди которых выделялся магазин Степанова: на 1912 год только у него имелся второй этаж. Напротив – доходный дом купцов Бобовичей, на месте которого позже выстроили гостиницу «Черноморская».
Гостиница «Европа»
Как и магазин Степанова, гостиница «Европа» располагалась на левой стороне Серебряковской улицы. В советские годы она получила новое название, «Интурист». Во время войны здание было сильно повреждено. При реконструкции города восстанавливать его не стали: все постройки на левой стороне сменила парковая магистраль.