По итогам 2024 года в России наблюдается тревожная тенденция: рост цен на топливо впервые превысил официальную инфляцию. При уровне инфляции в 9,5% стоимость бензина и дизельного топлива в рознице увеличилась на 11,1%, что на 1,6% выше официального показателя. Январь 2025 года также начался с нестабильности, что вызывает опасения у участников топливного рынка.
Согласно данным Росстата, за первые три недели января индекс потребительских цен продолжил расти, и к концу месяца инфляция может превысить 10%. Экономист Дмитрий Белоусов отметил, что январская статистика может включать данные за последние дни декабря, что может привести к снижению итогового показателя инфляции на 0,27-0,28%.
Что касается цен на топливо, то в период с 1 по 20 января нефтепродукты уже подорожали на 0,64%. В сегменте «непродовольственные товары» бензин по росту цен обогнал только услуги.
Эксперты «Новых Известий» высказывают опасения по поводу будущих цен на топливо и рисков для рынка. Валерий Андрианов, эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», считает, что государство будет продолжать попытки сдерживания цен, хотя официальные механизмы для этого отсутствуют. Сдерживание происходит на неофициальном уровне через договоренности между крупными компаниями и правительством.
Анастасия Бунина, эксперт в области топливного рынка, подчеркивает, что в текущих условиях говорить о серьезных изменениях преждевременно. Она отмечает, что геополитические факторы, такие как возможные санкции против российских нефтяников, могут повлиять на ситуацию. Однако она уверена, что рост цен на бензин и дизель останется в пределах инфляции, поскольку государство активно вмешивается в рынок.
На данный момент компании уже начинают делать запасы топлива перед сезоном, что также может способствовать росту цен. По словам Андрианова, высокий спрос в прошлом году заставляет компании заранее готовиться к весеннему повышению цен.
Основные риски для топливного рынка включают увеличенные акцизы, колебания цен на нефть и возможные атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Налоговая нагрузка на рынок возросла, и акцизы составляют около 20% от цен на АЗС. Атаки на НПЗ также негативно сказываются на поставках топлива.
Эксперты предсказывают, что на топливном рынке могут произойти волны банкротств и слияний. Независимые АЗС сталкиваются с трудностями, и некоторые из них могут уйти с рынка. Однако есть и успешные игроки, которые продолжают развиваться и находят свою нишу.
В целом, владельцам автомобилей стоит готовиться к возможным изменениям цен на топливо и следить за ситуацией на рынке, поскольку множество факторов могут повлиять на его стабильность в ближайшие месяцы.