136 лет назад — в сентябре месяце 1884 года в Новороссийск приезжает литератор и журналист Александр Павлович Чехов, который является старшим братом Антона Павловича Чехова.
Здесь он поселяется с семьей и его назначают секретарем Новороссийской таможни.
В одном из первых писем из Новороссийска 15 сентября 1885 г. Александр пишет Антону о небывалой дешевизне земли — по 7 рублей за квадратную сажень и зовет его построить здесь доходный дом:
«Антошенька! Да будут вам известны обстоятельства наших дел. Проводится к нам железная дорога, и все аборигены и пришлый элемент спешат покупать землю и строиться.
Сосед Александра — немец, они оба наслаждаются природой юга, которая также описана в письме:
«Горы – чуть-чуть видны. При восходе солнца они будут чудо как хороши с своими облаками на вершинах. Я незаметно для самого себя полюбил их и, вероятно, если снова попаду в Россию, то буду скучать за ними».
Как и другие приехавшие впервые на Северный Кавказ люди, Александр отмечает административную отделённость его нового места проживания от российской территории:
«Мы по отношению к России составляем заграницу и без таможенного досмотра отправить к вам на Русь посылки нельзя».
Александр Павлович покупает землю в Новороссийске и пытается на ней строиться. Он скучает по Антону и настойчиво зовёт его в Новороссийск, отмечая, что в городе — большая нехватка врачей. В письме от 21 ноября 1885 г. Александр описывает ситуацию с оказанием медицинской помощи в городе:
«В докторах мы ужасно нуждаемся, особенно летом, когда наступает купальный сезон. По легендам, ни один доктор не уехал из Новороссийска без денег. В купальный сезон (начиная с апреля) больных такая масса, что наши доктора-аборигены удваивают цену своих визитов. Я позволяю себе думать, что ты, приехавши в Новороссийск, не только не останешься без практики, но даже кое-что и вывезешь".
Однако Антон Павлович не спешит в Новороссийск. Лишь спустя полгода он обещает приехать в гости к брату.
Но 2 марта Александр написал Антону полное жалоб письмо:
«Мое положение в Новороссийске невыносимо. У меня за долги арестовано жалованье и имущество».
В другом письме к брату (3 − 5 марта) подробный перечень бед, которые свалились на его голову в Новороссийске:
«Две недели почтовые пароходы проходили мимо, не смея проникнуть в нашу бухту благодаря остервенившемуся норд-осту. Всё это время мы были отрезаны от мира и сидели сверчками за печкой. Когда-нибудь <…>я познакомлю тебя с этим грандиозным явлением природы… <…>Ты не знаком с провинциальной жизнью и не знаешь (да и не дай Бог узнать) той гложущей тоски, которая сопровождает сознание отрезанности и одиночества».
Новороссийский период жизни Александра Павловича закончился тяжёлым приступом слепоты и он уезжает в Подмосковье.
Антон Павлович все-таки побывал в Новороссийске, но все визиты были краткими. Вот каким он запомнил наш город:
«Был я и в Новороссийске. Это прекрасный город. Какие возле него хутора! Мне кажется, что если бы ты продолжал в нём служить, то ты давно бы уже был помещиком. Много заводов, французы, прекрасный ресторан, элеватор, транзит, конфликт… ».
Источник: "Родная Кубань" .