Скоро в зале театра драмы Новороссийска снова зажжется свет, и на сцену выйдут актеры, которые уже соскучились по своему зрителю.
Разлука длилась долго, с весны прошлого года, но это время прошло плодотворно: в новом сезоне театр представит сразу пять премьер. О жизни актеров на карантине, своих ролях в кино и о многом другом в интервью «Вечернему» рассказал художественный руководитель Новороссийского муниципального драматического театра Евгений Кушпель.
Новый сезон
— Евгений Леонидович, многие ждали открытия театра, и вот наконец-то он снова распахнул свои двери для зрителей. Что ждет новороссийцев в этом сезоне?
— Весь наш коллектив очень рад, что мы снова можем возобновить работу, и уже в начале февраля мы представим вам нашу премьеру. Спектакли будут проходить с соблюдением установленных правил. Посетители должны надевать маски, использовать антисептик для рук. Конечно, заполняемость на 15 процентов создает нам массу неудобств. Но на ценовой политике это никак не отразится.
— То есть цены на билеты останутся прежними?
— Да, самые дорогие билеты на премьеры: они по-прежнему будут стоить 400 рублей. Я всегда придерживался мнения, что на театре грех зарабатывать. Сколько стоит счастье, улыбка, любовь? Театр – это то же самое. Он не создан для того, чтобы зарабатывать деньги. Он создан для того, чтобы воспитывать людей, лечить их души, отвечать на какие-то вопросы, учить добру и нормальным вещам. Я свято в это верю. Меня всегда так воспитывали мои режиссеры, а они, слава богу, были хорошие и разные.
— И какие премьеры нас ждут?
— В первые выходные февраля мы официально представим премьеру по рассказам Шукшина «Охота жить». Над ней работает режиссер из Санкт-Петербурга Георгий Цнобиладзе, который уже поставил у нас спектакль «Как Зоя гусей кормила», ставший лауреатами на двух престижных фестивалях – «Кубань театральная» и Фестивале малых городов России. Все пространство сцены спектакля «Охота жить» занимают декорации, и здесь же будут располагаться места для зрителей. Несмотря на формат малой формы, это во всех смыслах большая постановка. Потом пройдет премьера «Невеста из Имеретии». Хороший зрительский спектакль с замечательным музыкальным оформлением. В конце февраля зрители смогут увидеть премьеру «Осторожно – женщины!» по сценарию Андрея Курейчика. Мы обозначили его в репертуаре как французскую историю с русским акцентом. Затем на сцене нашего театра вы увидите современную версию известного произведения Николая Гоголя «Ревизор.ру». История, актуальная во все времена и в любом городе нашей страны. Завершит череду премьер камерная постановка о любви и верности по произведениям Анны Ахматовой. Это очень тонкий спектакль, насыщенный музыкой, поэзией и размышлениями. Его показ пройдет не в нашем театре, а в Городском дворце культуры.
Онлайн на карантине
— Расскажите о жизни театра на карантине. Она остановилась или были какие-то онлайн-трансляции?
— Все это время мы оставались на связи со зрителем. Практически через неделю после объявления самоизоляции начали сотрудничать с новороссийским ТВ. Снимали ролики «из закулисья». Их цель – рассказать о театре, показать, что там работают живые люди, а не просто актеры, которые играют роли. Каждый наш артист дал какую-то свою историю, которая позволила зрителю получше его узнать. Нашу передачу мы назвали «Театр на карантине». Я сам ее монтировал, новые выпуски выходили каждый вечер, кроме выходных.
Мы ездили на студию снимать ролики по одному, чтобы соблюсти все санитарные нормы. Также отсняты программы «Сказка на ночь», «Новогодняя программа», «Стихи Победы» и другие. Параллельно делали задания от Министерства культуры. Работа с актерами и студентами студии проходила в режиме онлайн. Например, мы записали читку Евгения Онегина. Все это можно увидеть на моем канале «Евгений Кушпель» на YouTube.
В репертуаре есть место эксперименту
— Какие спектакли вы больше любите, классические или экспериментальные, где режиссерский замысел порой неочевиден и зрителю остается большой простор для соавторства?
— Однажды мне довелось услышать от сотрудницы театра другого города, что зрителю уже надоели эксперименты. Хочется спектаклей, на которых можно отдохнуть душой, которые рассказывают о простых и правильных вещах, после которых рука тянется к телефону набрать близкого человека, несмотря на долгое молчание. И привела в пример наши спектакли. Конечно, это не значит, что у нас нет экспериментальных постановок, их достаточно много в нашем репертуаре. Главное - какой это эксперимент? У нас в стране есть театры, которые готовы привлекать молодежь матом и агрессивным эпатажным поведением на сцене, причем делают они это исключительно из коммерческих соображений. Для меня такое неприемлемо. Я всегда пропагандирую добрый театр, ведь плохого в жизни и так предостаточно. Эксперимент должен быть «умным», нести в себе смысл, и в нем тоже есть свои мастера. Например, мне очень понравились работы режиссеров Сергея Чехова, Юрия Бутусова. И особенно хочется отметить «Театр наций» Евгения Миронова, с которым мы тесно сотрудничаем.
— А о проблемах современного мира в глобальном смысле есть постановки?
– Конечно, «добрый театр» не предполагает отказ от суровых реалий и актуальных проблем. Есть у нас спектакль «Мамочки», рассказывающий о войне. Не о какой-то конкретной, а о войне в широком смысле слова. В этой истории матери приезжают на фронт искать могилы детей, а им предлагают их выкупить. Там есть и взрывы бомб, и мистика, и загробный мир, но несмотря на всю жесткость я называю этот спектакль добрым. Потому что он – о материнской любви, сила которой не знает границ. Мы представили «Мамочек» на фестиваль «Вдохновение» в Москве на ВДНХ, и показ прошел с большим успехом.
Игра в кино
— Недавно вы рассказали о съемках в фильме для телеканала «Домашний», какие впечатления остались от этой работы?
— Это был фильм «Выйти замуж за сантехника», в котором у меня было всего несколько эпизодов. Когда роль не главная, то запоминаются больше не сами съемки, а знакомство с новым режиссером, актерами. Во время работы над этим фильмом для меня стало приятным открытием знакомство с Юлией Такшиной. Раньше я видел в кадре просто красивую женщину, а сейчас я узнал, что она замечательная актриса и просто хороший человек.
— Какие съемки были самыми запоминающимися, самыми экстремальными?
— Еще когда я делал первые шаги как киноактер, мне довелось сниматься с Константином Хабенским. Это очень запомнилось, потому что не каждому актеру выпадает удача с ним поработать. Он очень внимательно ко мне отнесся как к начинающему тогда актеру кино, еще не искушенному киноролями. Сейчас у меня порядка 60 актерских работ в кино.
А самой экстремальной стала актерская работа в фильме «Горько-2». Мы забрались на вершину горы и оказались прямо в туче. Внизу – жара 30 градусов, а там чуть ли не иней на носу, перемерзли все. Мне как южному человеку это далось очень сложно. На Яна Цапника было жалко смотреть, потому что он вообще играл в разорванной рубашке на голое тело. Но он бывший десантник, справился. Тяжело сдерживать внутреннюю тряску в таких условиях.
О зрителях
— Зрители какого возраста чаще ходят в театр – молодежь, взрослые или представители старшего поколения?
— У нас молодежь просто замечательная! Хотя во все времена найдутся люди, которые будут ее ругать. По моему мнению, современные молодые люди и девушки относятся к жизни менее потребительски, чем их родители, выросшие в 90-е. Они позитивные, открытые, воспитанные. Я знаю, о чем говорю, у меня у самого трое детей, и мне приходилось общаться с их сверстниками. Кстати, мои сын и дочь играют в нашем театре. Второй сын живет в Курске и занимает ответственную должность на крупном предприятии, хотя в юности тоже играл в театре.
— Помните, как у вас попросили первый автограф?
— Первый уже не вспомню, но был один интересный случай, тоже про автограф. В начале 2000-х мы были на всероссийском фестивале в Таганроге со спектаклем «Кин IV». Ко мне тогда подошла компания ребят лет 18 и попросила расписаться. Через 20 лет на форуме в Сочи к нам подошла женщина – одна из той компании молодежи. Сказала, что когда-то к ним в Таганрог привозили спектакль «Кин IV», и ее очень понравился актер, игравший главную роль. Попросила меня припомнить его фамилию. О том, что это и был я, она так и не догадалась, пока сам ей не сказал.
Как меняется театр
— Какие перемены произошли с театром, когда в 2014 году он получил статус муниципального?
— С получением нового статуса в жизни театра изменилось очень многое. Актеры колоссально повысили уровень, что позволило привлечь к сотрудничеству режиссеров. Ведь им важно работать с артистами, которые могут осуществить их замыслы. Раньше мы ставили один новый спектакль в год, репетиция шла два-три часа, и то не каждый день. Сейчас за три месяца мы поставили четыре спектакля, репетируем по 8-12 часов в день. Нам помогают министр культуры края Виктория Лапина, глава города Игорь Дяченко. Принят проект нового здания театра, которое построят на месте летней площадки.
— Как проходит работа студии актерского мастерства, которая открыта при вашем театре?
— В студии ведется обучение сценической речи, движениям, актерскому мастерству, хореографии, сценическому бою. Мы приглашаем к сотрудничеству режиссеров, которые приезжают в Новороссийск на фестивали или по моему личному приглашению. Выпускники ставят дипломные спектакли и получают свидетельство о том, что получили профессию актера любительского театра. В общем, у нас все, как в училище.
Одни выпускники продолжают учиться в театральном направлении, другие остаются работать в театре и повышают квалификацию заочно. Недавно 15 наших актеров получили дипломы о высшем образовании «Актер театра и кино» Краснодарского института культуры. Теперь у нас больше 20 человек с высшим образованием, что позволяет нам открывать новые перспективы, двигаться дальше. Сейчас в студии обучается пятый поток студентов.
— Открыты ли вы для сотрудничества с новыми актерами?
— У нас много артистов приходят по велению души, потому что хотят попробовать себя в творчестве. Например, 4 года назад к нам пришла женщина, которая сразу нас поразила своей речью – как у классической профессиональной актрисы. Хотя работала она на производстве и никакого отношения к театру не имела. Через два года эта женщина уже играла главные роли у нас. Просто многие рождаются актерами, но не используют эту возможность.