Top.Mail.Ru

Репортаж «Вечернего Новороссийска».

Одна из достопримечательностей Новороссийска и одновременно ориентир — телебашня, расположенная на самой высокой точке перевала Волчьи ворота. Местные жители называют ее «шприц» из-за характерной формы. А туристы, замечая шпиль башни, понимают, что Новороссийск совсем рядом.

Однако жители города, которые ежедневно видят телебашню снаружи, ни разу не были внутри. И вряд ли увидят, так как объект режимный, посторонним вход сюда строго воспрещен.

Корреспонденту «Вечернего Новороссийска» удалось получить пропуск внутрь телебашни.

Вход строго по пропускам

Попасть на телебашню действительно непросто. Для этого необходимо получить специальное разрешение.

По периметру она огорожена забором, на котором висят предупреждающие таблички «Объект охраняется служебными собаками». Вокруг — красота леса и удивительная тишина, которую нарушает только жужжание насекомых.

Я прохожу через контрольно-пропускной пункт с турникетами и пультом видеонаблюдения, где мне измеряют температуру и просят надеть маску.

Дорога от КПП до входа в телебашню не занимает и минуты. По бокам — самшитовая изгородь, повсюду деревья, а справа — гигантские спутниковые тарелки около трех метров в диаметре. Запрокидываю голову, глядя на бетонную конструкцию, которая кажется просто гигантской. Чего не скажешь, когда смотришь на нее с автотрассы.

В фойе

Вход в телебашню украшен мрамором, вывеской «Радио телевизионная передающая станция» и стеклянными дверьми, через которые попадаешь в просторное светлое фойе.

На стенах в фоторамках висят снимки разных периодов, начиная от строительства башни, на полу в больших горшках растут фикусы.

В правом углу — красуется макет башни. Один из сотрудников, замечая, что я фотографирую, нажимает кнопку и мини-копия телебашни загорается десятками лампочек.

Лифт «Шиндлер»

Мы подходим к лифту, чтобы подняться на третий этаж, где находится кабинет Игоря Николаевича Ткаченко — начальника цеха Новороссийск, филиала РТРС «Краснодарский Краевой Радио Телевизионный Передающий Центр». Именно так официально называется  место работы сотрудников телебашни.

Стальной корпус лифта выглядит современно и ухоженно, но оказывается, это уникальный и единственный в мире лифт «Шиндлер», построенный в 1987 году. На панели кнопок обозначено 19 этажей.

Работники используют термины: остановка и отметка соответствующая ей по высоте. 19 остановка соответствует отметке +140,0 м.

Начальник телебашни — Игорь Николаевич — трудится здесь с 2003 года. Он человек увлеченный своей профессией. Прошел путь от монтера до руководителя, окончив факультет радиотехники.

Его кабинет похож на стандартный офис руководителя: длинный стол, доска, ноутбук, шкаф для документов. Но глядя на круглые окна, понимаешь, что находишься не в обычном здание.

Окна из меди

Я разглядываю вид из окна телебашни, рама которого выполнена из меди. И интересуюсь, почему окна круглой формы?

— Любой угол дает трещину. Все просто. Это грамотное инженерное решение, — отвечает Игорь Николаевич.

Вообще на любой вопрос о работе РТПС, даже самый глупый, он готов спокойно и с улыбкой дать развернутый ответ.

— Вам бы экскурсии сюда водить, — комментирую я.

— Нельзя. По ряду причин. В том числе, вот как мы можем здесь обеспечить должную безопасность туристам, и, к примеру, эвакуацию?

Держитесь крепче

Как и любая телебашня — новороссийская — раскачивается во время ветра. А уж во время норд-оста так тем более. Внешне это не видно, а внутри ощущается наподобие морской качки. При этом башня качается не по линии, а по кольцу.

Вибрации во время сильного ветра ощущаются в разной степени на всех этажах. К слову, такие условия труда выдержит не каждый.

— Был случай, когда один из новеньких работников уволился из-за слабого вестибулярного аппарата, — рассказывает Игорь Николаевич.

Однако телебашня никогда не упадет, так как установлена на железобетонном фундаменте и является самонесущей.

Башня «ловит» молнии

Телебашня — главный громоотвод Новороссийска. Она «ловит» молнии постоянно, но работники относятся к этому явлению довольно спокойно, так как знают, что благодаря системе грозозащиты находятся в безопасности.

Однако порой на внешних металлических конструкциях находят оплавленный метал — следы ударов молний. Эти отметки похожи на сварку.

Экстрима хватает

Как отмечает Игорь Николаевич, главный экстрим работы на телебашне заключается в том, чтобы не допустить экстрима.

— У нас очень энергоемкое предприятие. Кругом высокое напряжение 380 Вольт. Есть и оборудование с напряжением  5000 Вольт. Поэтому мы очень тщательно следим за тем, чтобы соблюдались все требования охраны труда. Каждый наш работник понимает, как важно соблюдать меры безопасности.

Кстати, коллектив цеха, который трудится на телебашне, составляет порядка 50 человек. В основном это инженерно-технический персонал со специализацией радиотехника и энергоснабжение. Среди и них есть и женщины!

Если выключат свет

Отключения света для Новороссийска — явление частое. Однако, на телебашне есть два основных источника электропитания и собственный генератор.

— Мы автономно существовали в течение двух суток, можем и более — объясняет Игорь Ткаченко. 

На самом верху

Мы поднимаемся на отметку 145 м, где установлены антенны, которые  передают радиоволны. Отсюда открывается потрясающий панорамный вид на поселок Верхнебаканский и Новороссийск. Сегодня дымка, поэтому город видно плохо.

Даже в полный штиль на площадке дует ветер, во время норд-оста сюда выходить категорически запрещено.

Красные огни, которые мы видим издалека, это лампы внутри плафона из прочного стекла, но даже это стекло иногда не выдерживает ветровой нагрузки и разбивается.

Над нашей головой металлический шпиль башни, выкрашенный красной краской. Игорь Николаевич показывает мне на конструкцию и объясняет:

— Некоторые люди считают, что если у них плохо показывает телевизор, то мы что-то здесь подкручиваем. Так вот, чтобы нам «что-то подкрутить»,  нужно залезть вот туда (показывает на  самый верх конструкции), это, мягко скажем, не просто.

Сердце телебашни

Но сердце телебашни спрятано внутри. Это — центральная аппаратная управления и контроля.

Здесь в круглосуточном режиме осуществляется контроль цифрового телевидения. Дежурные работают по графику «сутки через трое». Каждая программа постоянно на контроле. Проверяют звук и изображение. Со стороны это выглядит так, будто мужчины смотрят одновременно 20 телевизоров с разными передачами.

— А вы дома телевизор смотрите? — спрашиваю я, догадываясь какой будет ответ.

— Нет, только интернет, — смеются дежурные.

Новороссийская телебашня обеспечивает сигналом около миллиона человек из Новороссийска, Анапы, Абинска.  Здесь вещают два цифровых мультиплекса — это 20 ТВ-программ федерального телевидения и три радиопрограммы, а также 7 программ аналогового радиовещания.

На нижних этажах находится аппаратура, которая и обеспечивает вещание. Это очень сложное, современное оборудование и тонко настроенное. К примеру, чтобы не произошло никаких сбоев, часть аппаратуры защищена специальными экранами. Здесь же расположен жесткий участок высокочастотной линии (фидер). Все защищено двойной системой пожаротушения. 

Но что еще бросается в глаза — идеальная чистота! Практически стерильность.

— Пыль — враг электрооборудования, — объясняет Игорь Николаевич.

Мы спускаемся вниз и напоследок я прошу начальника цеха поделиться секретами, как сделать так, чтобы телевизор исправно показывал все каналы.

— Во-первых, в большинстве случаев усилители в Новороссийске не нужны. Не приобретайте польские антенные решетки. Залог успеха — дециметровые антенны. А также у вас должен быть хороший кабель, грамотно подключенный и разведенный по дому.   

Из истории:

  • Новороссийская телебашня — поистине инженерное чудо, построенное по уникальному проекту, аналогов которому нет нигде в мире. Строить телебашню начали в 80-х годах, но процесс затянулся, и ее ввели в эксплуатацию лишь в 1996 году. Высота самой телебашни 262 м, а высота над уровнем моря — 373 м. По своим масштабам наша железобетонная башня уступает только Останкинской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *