«В США можно достать кубанскую колбасу. А в Персидском заливе мы месяц просидели на рисе и крабах». Новороссийский моряк рассказал, чем кормят на флоте
Что мы знаем о флотской кухне? Большинство обывателей, наверняка, вспомнят такое блюдо как «Макароны по-флотски». Кто-то, может быть, упомянет «Щи краснофлотские» или «Матросский борщ». Но однозначно все задумаются: действительно, что же едят моряки дальнего плавания, находясь в рейсе?
Чтобы ответить на этот вопрос и выяснить, как обстоят дела с едой в море, корреспондент «Вечернего Новороссийска» поговорила с моряком Андреем Стародубцевым.
«На самом деле, все не так уж и плохо, если судить по общероссийским меркам. Но сильнее всего заметно, что кормят в море хорошо по филиппинцам, с которыми я работаю уже много лет. Очень забавно наблюдать, как субтильные, почти прозрачные парни за девять месяцев контракта превращаются в добротных таких пухляшей», – начинает рассказ Андрей Стародубцев.
«В пищу идет абсолютно все — от рогов до копыт»
По словам новороссийского моряка, филиппинская кухня заслуживает отдельного внимания.
«Кто бывал на этих чудных островах, знает, что их еда: 1) очень соленая, 2) зажаренная до состояния углей, 3) в пищу, как говорится, идет абсолютно все — от рогов до копыт. Повара из этой тропической страны отличаются весьма специфичным отношением к приготовлению пищи. А именно, для него нет ничего удивительного, готовить, например, наггетсы и картошку фри каждый день. Не знаю точно, то ли это лень, то ли реально люди относятся к еде как топливу, но порой их приходится учить и постоянно напоминать, что русские не едят картошку каждый день! Есть и приятные исключения, так, например, работал как-то с филиппинским поваром, который уже на судно поднимался с пельменницей, а впоследствии и приятно удивил борщом».
«До дома осталось съесть 4-5 хачапури»
«В моем личном топе прочно обосновались грузинские и болгарские повара, мало того, что они умеют готовить, так они еще и очень стараются. Как-то болгарин встал в 3 утра, чтоб к обеду успеть сделать их национальный суп "шгербе сурба" (по крайней мере он мне так озвучил название), т.к. готовится он около девяти часов. Раньше на советском флоте была традиция делать четверг рыбным днем и моряки говорили: "Осталось поесть рыбу 4 раза и я вернусь". Сейчас повар грузин, и по понедельникам у нас всегда хачапури по-аджарски. Поэтому до дома мне осталось съесть 4-5 хачапури».
Недостаток фруктов и овощей
«Из проблем можно выделить длительность морских переходов, т.к. свежие овощи, фрукты и зелень заканчиваются через две недели по причине их невозможности хранения более длительный срок. Так что большую часть времени мы едим консервированные овощи и фрукты, которые, как вы понимаете, сильно проигрывают домашним по всем параметрам».
Кубанские продукты в США
«Однако заказать у шипшандлера (так называется человек, поставляющий на судно любое снабжение) можно все, что угодно. К примеру, я не раз кушал в США молочку и колбасу кубанских производителей. Только вот цены могут сильно расстроить операторов судна, так как бюджет на продукты крайне ограничен. Плюс ко всему вышесказанному в море нет возможности купить продукты здесь и сейчас, и бывают накладки».
Полтора месяца на рисе и крабах
«Однажды мы застряли в Персидском заливе с почти пустой артелкой (место хранения продуктов на судне) в порту, где доставка продуктов невозможна (такое крайне редко бывает, но нам "повезло"). Нет, мы не голодали, но полтора месяца пришлось есть только рис, макароны и ... крабов, которых мы наловчились добывать с помощью веревки, большого ящика, фонаря и морской смекалки. Вид сосисок, курицы и паштета уже вводил в ступор, поэтому и пошли на поиски нестандартных решений».
За рыбалку можно получить штраф
«Тема рыбалки очень актуальна, но существуют некоторые местные и компанейские ограничения. Например, не во всех странах это можно делать, так как можно нарваться на весьма увесистый штраф. Компанейские ограничения выросли из печального опыта, а именно моряки отравились неядовитой рыбой, существует четкий перечень морепродуктов, которые нельзя ловить и заказывать на судно. Она оказалась токсичной из-за того, что в это время года барракуда ела ядовитых рифовых рыб и сама стала непригодной для еды. Так что операторы судна не приветствуют рыбалку, читай запрещают. Огромным плюсом является то, что можно достать из воды очень дорогую рыбу, стейк из которой в хорошем ресторане может стоить 200-300 долларов. Как-то мы наловили огромное количество весьма ценного желтоперого тунца и с огромным счастьем поглощали его несколько месяцев, в конце тунец успел нам надоесть. Есть, конечно, и полностью безопасная рыба типа скумбрии, от которой сложно оторваться после пары минут в СВЧ-печи, предварительно проложив очищенные рыбины лучком»