Стройка в долг – может ли концессионное строительство обернуться кабалой для Новороссийска?

Автор: Мила Лагина

К сентябрю 2025 года на улице Катанова в селе Цемдолина появится новая школа на 1500 мест.

Проектная документация уже получила положительное заключение госэкспертизы, получено и разрешение на строительство объекта. Строительство школы будет реализовано в рамках государственно-частного партнерства. Концессионером является компания «ПроШкола».
Но так, как нашему городу не везет с подрядчиками и есть долгострои (один из них Дворец олимпийских видов спорта), которые не сдаются десятками лет, я постаралась узнать, что за новый подрядчик входит в город, в чем выгода концессионного соглашения для города, и как концессионер собирается зарабатывать на школе?
И выяснила, что ООО «ПроШкола» — дочерняя структура Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (Внешэкономбанк), которая утверждена правительством Российской Федерации как концессионер, с которым Краснодарский край без конкурса заключил концессионные соглашения по созданию новых школ в рамках государственной программы «Развитие образования».
С одной стороны для Новороссийска в этом прямая выгода – за три месяца получить современное учебное заведение. Тем более, в городе острый дефицит с образовательными учреждениями. С другой – как  концессионер будет зарабатывать на школе, ведь школа, это не объект для зарабатывания денег. Администрация города заявила о концессионном строительстве, но не дала никаких разъяснений, каким образом произойдет дальнейший расчет. Предположим, инвестор вложит 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% банк выделит кредит. А кто банку будет долг возвращать, да еще с процентами? Какая часть будет погашена по краевой программе, какая ляжет на городской бюджет? Если стройка в долг ляжет на бюджет города, то и стоимость школы кратно увеличится, на бюджет города лягут немалые расходы. Не проще было бы городу обычным путем – строительством по контракту пусть не за три месяца, а за год построить школу и не выплачивать космические суммы на протяжении десятков лет компании, по всей видимости настоятельно рекомендованной Москвой. Затраты на собственное строительство наверняка будут существенно ниже суммы, которая уйдет на концессию.
Я не экономист, не специалист по концессиям, но в данной схеме есть какая-то червоточинка, которая требует разъяснения. И совершенно нет уверенности, что 1 сентября ребята войдут в новую школу.