Проект скоростной трассы, которая соединит Новороссийск и Сочи через Джубгу, стал одним из самых обсуждаемых инфраструктурных инициатив на юге страны. Согласно транспортной стратегии РФ до 2035 года, этот маршрут призван не только разгрузить существующие дороги, но и стать драйвером экономического роста, улучшив качество жизни миллионов людей.

Сегодня путь из Новороссийска в Сочи по федеральной трассе М-4 «Дон» и А-147 занимает около 5–6 часов, а в курортный сезон — до 8–10 часов из-за пробок. Узкие участки, серпантины и отсутствие обходов населённых пунктов делают дорогу опасной: по данным ГИБДД, только в 2023 году на этом направлении произошло свыше 500 ДТП. Кроме того, текущая инфраструктура не справляется с грузопотоком: через Новороссийск, крупнейший порт России на Чёрном море, ежегодно проходит 147 млн тонн грузов, значительная часть которых направляется в Сочи и Абхазию.
Детали проекта
Планируемая трасса протяжённостью около 250 км будет включать:
-
Скоростные участки с ограничением 130 км/ч.
-
Обходы Сочи, Туапсе и Лазаревского — это снизит транзитный трафик через жилые зоны на 40%.
-
Современные развязки, тоннели и мосты , например, переход через реку Шахе длиной 1,2 км.
Строительство разделят на этапы. Первый — создание объездов вокруг Сочи и Туапсе — стартует в 2030 году, как сообщает ТАСС. Полный ввод магистрали в эксплуатацию намечен к 2040 году.
Экономические выгоды
-
Рост туризма : Сочи ежегодно принимает 6,5 млн туристов, а новая дорога сократит время пути из Краснодара и Новороссийска на 2–3 часа, что увеличит турпоток.
-
Логистика : магистраль интегрируют с портом Новороссийска и железнодорожным узлом Джубга, что ускорит доставку грузов в Абхазию и Закавказье.
-
Инвестиции : по оценкам Минэкономразвития, проект привлечёт в регион до 300 млрд рублей частных инвестиций в гостиницы, сервисные центры и логистические комплексы.
Экологические вызовы
Маршрут пройдёт через предгорья Кавказа и территории Сочинского нацпарка. Чтобы минимизировать ущерб, проектировщики планируют:
-
Использовать шумопоглощающие экраны и зелёные тоннели с растительностью на крышах.
-
Сохранить миграционные коридоры для животных с помощью экодуков .
-
Высадить более 20 тыс. деревьев для компенсации вырубленных участков.
Вице-премьер Марат Хуснуллин подчеркнул, что проект пока находится на стадии предпроектных исследований:
— Мы анализируем нагрузку на текущие трассы и ищем баланс между инфраструктурными нуждами и экологией. Решения по финансированию будут приняты после расчёта стоимости этапов.
Экономист Артём Семёнов отмечает:
— Магистраль может увеличить ВРП Краснодарского края на 5–7% за счёт развития малого бизнеса в прилегающих районах. Уже сейчас в Джубге наблюдается рост спроса на землю под строительство АЗС и придорожных кафе.
Некоторые эксперты предлагают вместо автотрассы расширить железнодорожное сообщение, например, запустить скоростные поезда «Ласточка» по маршруту Новороссийск–Сочи. Однако, как заявляют в РЖД, существующие пути загружены на 80%, и модернизация обойдётся в 200 млрд рублей — сопоставимо со стоимостью автодороги.
Скоростная трасса Новороссийск–Сочи — это не просто дорога, а стратегический проект, который изменит жизнь всего юга России. Он сократит время в пути, снизит аварийность и откроет новые возможности для бизнеса и туризма. Однако успех зависит от продуманного финансирования и экологической ответственности.