Новости России 0+

С 1 июня банкоматы перестанут выдавать наличные: что изменится и как теперь снимать деньги

С января 2025 года в России заработал комплекс мер по борьбе с телефонным и финансовым мошенничеством. На первый взгляд система выглядит надёжной: единая база данных, оперативный обмен информацией между банками, операторами связи и госорганами, превентивная блокировка подозрительных операций. Но как это будет работать в реальности — и к чему готовиться обычным гражданам и бизнесу?

habr.com

Что изменилось на практике?

  • Идентификация звонков
    Все коммерческие номера теперь обязаны отображаться с подписью. Если звонит банк, страховая или телемаркетинг — абонент увидит это на экране.

  • Борьба со спамом
    Граждане получили право блокировать навязчивые звонки и SMS-рассылки — через сервисы мобильных операторов.

  • Жёсткие правила для SIM-карт
    Дистанционная регистрация новых номеров теперь запрещена. Оформить сим-карту можно только при личном визите с паспортом или через официального представителя.

  • Контроль за наличными
    При подозрении на мошенничество банки могут временно ограничить снятие наличных — не более 50 000 рублей в сутки с блокировкой до 48 часов.

  • Лимиты для "рисковых" счетов
    Для клиентов, попавших в специальный перечень ЦБ, установлен месячный лимит на переводы — не более 100 000 рублей.

  • Запрет иностранных мессенджеров
    Банкам и госучреждениям запретили использовать зарубежные платформы (WhatsApp, Zoom и др.) для общения с клиентами — только российские аналоги.

Кому это поможет в первую очередь?

Основная цель реформы — защита социально уязвимых групп, особенно пенсионеров, которые чаще всего становятся жертвами аферистов. Новая система должна оперативно выявлять подозрительные действия — будь то подозрительный звонок, попытка перевода или снятия средств.

Последствия для бизнеса

Финансовым организациям и операторам связи пришлось существенно перестроить процессы:

  • Внедрить биометрическую идентификацию

  • Фиксировать все сессии взаимодействия с клиентами

  • Ужесточить контроль за работой колл-центров

Компаниям, занимающимся телемаркетингом, теперь придётся соблюдать жёсткие регламенты.

Плюсы для граждан

-Снижение риска стать жертвой мошенников
- Возможность фильтровать спам и видеть название организации звонящего
- Дополнительные проверки подозрительных операций

Возможные сложности

- Задержки в проведении операций при усиленных проверках
- Необходимость проходить биометрическую идентификацию
- Ограничения для клиентов, попавших в "группу риска"

Вывод

Инициатива своевременна на фоне роста киберпреступности, однако эффективность новой системы покажет время. Главное — чтобы борьба с мошенничеством не создала излишних барьеров для добросовестных пользователей финансовых услуг.

Автор: Полина Мороз