Резкое падение экспорта пшеницы через Новороссийск: причины и перспективы
В первой половине июля 2025 года через морской порт Новороссийска было экспортировано всего 83,3 тыс. тонн пшеницы — это в 6,5 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года (534,8 тыс. тонн). Такие данные приводит агентство «Зерно Он-Лайн» со ссылкой на аналитиков ГК ТБИ.
Почему сократились поставки?
Эксперты отмечают несколько ключевых факторов:
-
Ожидание нового урожая — многие экспортеры придерживают зерно в ожидании свежего урожая.
-
Рост цен — стоимость пшеницы 4-го класса (12,5% протеина) за неделю выросла на 600 рублей, достигнув 15-15,2 тыс. рублей за тонну (без НДС).
-
Погодные условия — аномальная жара на юге России (+30...+40°C) может негативно сказаться на урожае кукурузы и подсолнечника, что также влияет на рыночные ожидания.
Инвестиции в инфраструктуру
Несмотря на текущее снижение экспорта, в Новороссийске активно развивают зерновую логистику:
-
На строительство третьей очереди терминального комплекса направят 10,8 млрд рублей . Проект должен быть завершен к 2029 году.
-
В планах — модернизация зернового терминала в Тамани (инвестиции свыше 9 млрд рублей ).
Эти проекты включают:
✔ Новую железнодорожную инфраструктуру
✔ Терминалы для перевалки зерна и масличных культур
✔ Современные хранилища и транспортные мощности
Что дальше?
Аналитики прогнозируют, что в ближайшие недели экспорт может вырасти — сухая погода ускоряет уборку урожая. Однако долгосрочные перспективы будут зависеть от:
-
Финальных показателей урожайности
-
Динамики мировых цен
-
Развития портовой инфраструктуры
Пока же Новороссийск готовится к будущему, инвестируя в терминалы, которые позволят России сохранить лидерство на мировом зерновом рынке.