Порт, восставший из руин
К 79-летию Великой Победы!
В годы Советской власти Новороссийский морской порт считался одним из крупнейших портов Черноморского побережья.
В 1940 году он состоял из четырех погрузочно-разгрузочных районов. Портовая территория занимала 106,5 га. Общая протяженность 41 причала составляла 4 686 погонных метров. В порту насчитывалось 2 076 работников, в том числе 509 грузчиков. Новороссийский порт, работавший, в основном, на экспорт зерна, являлся мощным транспортным узлом по перевалке грузов каботажа. За год порт обработал 416 судов и 27 564 железнодорожных вагона. Кроме того, порт обладал достаточной сетью лечебных и культурно-просветительских учреждений. В порту имелись больница, две поликлиники, клуб им. Сталина, библиотека. И это был последний год мирного труда портовиков.
22 июня 1941 года в порту под погрузкой цемента стояли два крупнотоннажных судна. Пароход «Ташкент» заканчивал погрузку 9000 тонн цемента, а теплоход «Калинин» приступил к погрузке 5500 тонн цемента. Цемент предназначался для строительства укреплений на западных границах СССР. Из-за налетов вражеской авиации суда, груженные цементом 6 дней не могли выйти из порта. Погрузочно-разгрузочные операции в порту прекратились. Но затишье работ было кратковременным. Военная обстановка потребовала от портовиков всей отдачи. Новороссийский порт снабжал фронт вооружением, боеприпасами, продовольствием. Одновременно обрабатывалось по 18-20 судов. В порту работали, не считаясь со временем. В конце декабря 1941 года было получено правительственное задание погрузить 10 транспортов вооружением и боеприпасами для одновременной высадки десантов в Керчи и Феодосии. Для строжайшего соблюдения тайны погрузка производилась только ночью. Несмотря на постоянные авиационные налеты и ледяной норд-ост, задание портовиками было выполнено в срок.
В мае 42 года, под ожесточенными налетами вражеской авиации, через наш порт началась эвакуация промышленных предприятий Ростова, Краснодара и Новороссийска.
2 июля порт атаковали 60 вражеских стервятников. В этот день было сброшено 600 фугасных бомб.
Последние суда «Тракторист» и «Сызрань» вышли из порта 6 сентября 1942 года. Часть Новороссийска уже была захвачена врагом. Вечером портовики покинули порт, подорвав уцелевшие объекты и механизмы.
Ровно год порт был в оккупации. После освобождения Новороссийска работа в порту началась 1 октября 1944 года. Тогда на работу в порт вышли 641 человек. В порту сохранился лишь один причал, но и он был сильно поврежден. Все склады, краны, перегрузочное оборудование были уничтожены.
Началось восстановление порта.
В апреле 1945 года Новороссийский торговый порт принял первое американское судно типа «Либерти» и начал регулярно осуществлять импортные операции.