«Пес направился к колодцу, где убийца замывал себе руки». Как в 1912 году собаки-сыщики помогали ловить преступников в Новороссийске
Неделю назад «Вечерний Новороссийск» рассказывал, как в 1908 году в городе появилось сыскное отделение при городском полицейском управлении. Сегодня речь пойдет о том, как при отделении сыска появилась кинологическая служба.
К слову, в России инициатором использования собак для розыска преступников стал Владимир Иванович Лебедев — легенда уголовного сыска, который в 1903 году возглавил сыскное отделение московской полиции.
В 1911 году при Новороссийском сыскном отделении был организован питомник полицейских и сторожевых собак, для которого были приобретены немецкие и бельгийские овчарки, а также доберманы-пинчеры из лучших российских питомников. Новороссийские городовые были командированы в Санкт-Петербург на курсы дрессировки служебных собак.
В 1911 году на службе новороссийской полиции числились четыре собаки: доберманы Хика и Крейц, овчарки Вольф и Флора.
В управлении архива Новороссийска сохранился документ, в котором рассказано, как собаки-сыщики помогали раскрывать преступления.
Розыск быков
9 августа 1912 года у Глебовского поселения у Иосифа Иосифовича Чапика была украдена пара быков, о чем было сообщено в сыскное отделение. По следу похищенных животных была пущена собака-ищейка Вольф.
Пес шел по следу до самого города, прошел много новороссийских улиц.
«Воры быков, видимо, заметили, что поиски идут с полицейской собакой и, боясь быть пойманными, выгнали быков со двора», — говорится в отчете сыщиков.
Одиноко блуждающих быков нашли на одной из городских улиц на следующее утро. А находку приписали Вольфу.
Убийство мещанина
В ночь на 5 сентября 1912 года на земле генерала Адамовича было совершено кровавое убийство новороссийского мещанина Федора Никифоровича Мишукова.
По следу пустили двух собак: добермана-пинчера Крейца и немецкую овчарку Вольфа. Первым на поиск убийцы отправился Крейц. Он обнюхал комнаты, где нашли труп, и направился к колодцу, который находился рядом. Там, судя по всему, убийца замывал себе руки от крови. Обнюхав территорию вокруг колодца, пес направился к соседу — торговцу сеном. Крейц обнюхал его дверь, а затем находившуюся рядом дверь, после чего остановился и дальше не пошел. Пущенный по следу Вольф проделал такой же маршрут и остановился у той же двери.
Выяснилось, что торговец сеном одним из первых побывал в доме, где лежал труп в луже крови. А дальше собаки не пошли, так как собравшиеся люди затоптали след преступника.