Плацкарт — вещь почти мифическая.

Кто-то вспоминает ночные поездки с ностальгией, кто-то — с содроганием. Но мало кто задумывается: а каково тем, кто не отдыхает, а работает в этом замкнутом пространстве? Одна из проводниц согласилась рассказать, что происходит за кулисами железнодорожного сервиса, пишет источник.
Посадка — стресс и спринт
Для пассажиров всё просто: пришёл, нашёл место, уложил сумки. А для проводника первые 20–30 минут после открытия дверей — это марафон. Нужно:
- проверить билеты у каждого;
- выдать постельное бельё;
- заполнить документацию;
- успокоить тех, кто решил, что ему «по-человечески положена нижняя полка», даже если в билете указана верхняя.
Чаще всего без конфликта не обходится, и приходится звать начальника поезда. Самостоятельно такие сцены уладить сложно — особенно если на кону 20 часов пути в обществе недовольного соседа.
План продаж — ещё одна головная боль
Мало разместить людей — нужно ещё и продать товар. Да-да, у проводников есть нормированная планка по продажам — в среднем около 3000 рублей на рейс. Что входит в ассортимент? Чай, кофе, печенье, иногда даже косметика или носки.
Кстати, легендарные железнодорожные стаканы с подстаканниками по-прежнему в ходу. Только вот времени на полноценную их мойку нет: обычно просто ополаскивают. Помада, пометки, следы — убираются вручную. А вот если пассажир "забыл" вернуть подстаканник — проводница может получить выговор. Поэтому часто посуду забирают сразу после последнего глотка.
Кто едет? Никогда не угадаешь
По словам проводницы, самые тихие — студенты и айтишники в худи. А вот те, кто с виду похож на респектабельных мужчин, могут устроить импровизированную вечеринку с рюмками и шашлычком на газетке.
Нередко проводники сталкиваются и с более тревожными ситуациями: девушки просят пересадить их — слишком настойчивый сосед, «пошёл разговор». Формально — отказ, но многие проводницы идут навстречу, даже если это значит пустить пассажирку в служебное купе (что по инструкции запрещено).
Топ странных и неудобных ситуаций:
- Пары за занавеской из простыни — классика жанра. Обычно на это реагируют соседи: строгим взглядом или громким кашлем.
- Запах ног. Тут инициативу берут на себя проводницы: аккуратно, но твёрдо просят воспользоваться влажными салфетками. Как правило, помогает.
- Хамство. Некоторые пассажиры искренне считают, что проводник — это обслуживающий персонал «на побегушках». Для новичков это болезненно, со временем вырабатывается броня.
Самое страшное — не грубиян, а вор
Проводница вспоминает: кражи в поезде — это не редкость, а рутина. Сценарий почти всегда один и тот же:
- человек садится на 2–3 станции;
- ждёт, пока пассажиры заснут;
- бесшумно обчищает сумки и исчезает.
Обычно воров интересуют телефоны, планшеты, кошельки. Но были случаи, когда тянули даже верхнюю одежду или обувь, если выглядели дорого.
❗ Проводники не несут ответственности за пропажу вещей. Поэтому главный совет: не берите ничего ценного в дорогу, если можете обойтись. А если берёте — спите, обняв ноутбук, держите телефон во внутреннем кармане и не оставляйте ничего на виду.
Эта работа — на выносливость
Проводница признаётся: работа сложная, но с годами появляется не только усталость, но и уважение к себе. Ведь не каждый справится с таким режимом: бессонные ночи, тяжёлые люди, постоянная беготня по вагону.
И да — чай она всё ещё пьёт. Только уже не в фирменном стакане, а из термокружки. На всякий случай.