Новости 0+

Они выжили: история новороссийских можжевельников, спасенных горожанами от экскаваторов

Четыре года назад сотни новороссийцев бросили все дела и поехали в Южную Озереевку. 

Повод был важный — спасти от уничтожения сеянцы краснокнижных можжевельников, которые мешали строительству ЛЭП, пишет “Новороссийский рабочий”. Тогда, в 2021 году, люди надеялись сохранить хоть часть уникальной природы. Что же стало с теми деревцами сегодня?

Как это начиналось

Все началось с объявления новороссийца Владимира Кирьянова в соцсетях. Он рассказал, что при прокладке ЛЭП в Глебовском и Южной Озереевке под угрозой оказались сотни молодых можжевельников.

«Просека буквально ожила! — вспоминает Игорь Кузин, который тогда работал на раскопках в зоне строительства. — Ехали не только новороссийцы, но и люди из Геленджика и Анапы».

Эколог Татьяна Трибрат до сих пор с болью говорит о тех событиях: «Строительство ЛЭП через уникальные территории — это варварство. Смотреть на это было больно. Хоть что-то удалось спасти».

Где сегодня растут спасенные деревья

Участники той акции поделились с «Новороссийским рабочим» сегодняшними фотографиями и рассказали, как прижились их зеленые питомцы.

Игорь Кузин пересадил более сотни сеянцев:
«Сажал их везде: в школе №17, где учился сын, в детских садах, на Мефодиевке. Много высадил на Маркотхе, где была мусорная свалка — хотел ее прикрыть. Приживаемость на склоне — 50 на 50. А там, где поливали, выжило больше».

Татьяна Трибрат посадила деревья во дворе:
«Прижились два колючих можжевельника, чувствуют себя устойчиво. Один, к сожалению, скосили газонокосильщики».

Сергей Стряпухин передал сеянцы соседке:
«Можжевельники хорошо прижились, правда, растут медленно. Сейчас высотой 40-50 сантиметров».

В дендропарке на Ленина высадили около 20 деревьев:
«Выжили все, — говорит работник дендропарка Марина Голубитченко. — Уже высотой около метра, правда, пять сеянцев украли. Все эти годы я за ними ухаживала — поливала, полола».

Цена прогресса и надежда на будущее

Сегодня огромная просека тянется через склон Маркотха от Новороссийска до Геленджика. Тысячи взрослых можжевельников погибли под техникой — спасти их уже не было возможности.

Но история со спасенными сеянцами — это пример того, как обычные люди могут изменить ситуацию. Как говорит общественник Жанна Мингилевич: «Это была уникальная, объединяющая акция. На нее вышли люди, у которых есть душа и совесть».

Журналист «Новороссийского рабочего», которая тоже участвовала в акции, сообщает: из семи выкопанных сеянцев у ее дома растут пять.

Спасенные можжевельники сегодня украшают улицы Видова, школьные дворы, палисадники и парки Новороссийска. Они медленно, но верно растут — живое напоминание о том, что даже перед лицом большого строительства у природы есть защитники.

Автор: Полина Мороз