Общественный транспорт в Новороссийске: можно ли угодить всем?

Автор: Полина Калиновская

Повышение стоимости проезда с 1 ноября вызвало волну возмущения у горожан. «Вечерний» пытался разобраться, из чего состоит стоимость проезда, за что мы платим и почему должны платить на 3 рубля больше. За ответами мы обратились к заместителю главы города Александру Яменскову, в ведении которого находится Управление транспорта и связи. Также мы не упустили возможность спросить про кондиционеры и бесконтактную оплату.

Фото: ofnvrsk.ru

— Из чего складывается цена билета?

— Основу стоимости проезда составляют множество факторов, как минимум перевозчику необходимо покрыть понесенные расходы. Цена билета на автобус варьируется от протяженности маршрута. Стоимость проезда на городских маршрутах ниже, чем на пригородных.

Также на ценообразование влияют: расходы на содержание транспортного средства; тарифы на топливо; страхование пассажиров ОСАГО; необходимость оснащения транспортного средства кондиционерами, тахографами, камерами видеонаблюдения, электронным табло, системами безналичной оплаты и выполнение других требований в соответствии с законодательством. При этом не только установка, но и их дальнейшее обслуживание.

В стоимость билетов включается все: услуги банков, налог на прибыль, оплата бухгалтерских услуг, дезинфекция, уборка. Ведь выручка от продажи билетов на проезд — это основной и практически единственный источник дохода транспортного предприятия, как муниципального, так и частного.

Почему подняли именно на три рубля, как обосновать данную цифру?

— На сегодняшний день перевозчиками представлено экономическое обоснование себестоимости проезда. С учетом уровня рентабельности, который может обеспечить не только экономически устойчивую деятельность предприятия, но и инвестиции для обновления подвижного состава, тариф на пассажироперевозку должен составлять не менее 48 рублей по городу. Тогда мы можем говорить о замене транспорта и обновлении подвижного состава хотя бы раз в пять лет.

Не стоит забывать, что большая часть транспорта - иностранного производства, соответственно, стоимость запчастей зависит от курса доллара. Цена на бензин неизменно растет, это мы все видим.

Перевозчик принимает решение о повышении тарифа самостоятельно и обязан лишь уведомить администрацию о повышении. Но мы смогли построить доверительные отношения с Автотранспортным Союзом Перевозчиков Причерноморья (АСПП) и принимаем решение коллегиально. Учитывая социальную ориентированность оказываемых услуг в сфере пассажирских перевозок, и даже несмотря на то, что перевозчики выиграли конкурс и в настоящее время осуществляют пассажирские перевозки по нерегулируемому тарифу, нами единогласно принято решение повышать тариф не более чем на 10 процентов ежегодно.

КАЧЕСТВО УСЛУГ — РЕАЛЬНОСТЬ И МЕЧТЫ

— Как можно повысить качество услуги?

— Повысить качество услуги можно экономически обоснованной стоимостью проезда. Это касается обновления подвижного состава. Максимальный срок эксплуатации транспортного средства по краевому законодательству в настоящее время составляет не более 15 лет. Хотелось бы, конечно, чтобы подвижной состав менялся гораздо чаще. Мы работаем в этом направлении и критерии конкурсного отбора предоставляют больше баллов тем претендентам, у которых транспорт новее. Недавно мы отыграли конкурсы на маршрутах 29, 12а. И сейчас на этих маршрутах транспорт представлен не старше 2017 года.

— Можно ли «угодить всем»: повысить цену и не вызвать возмущения горожан ?

— Повышение тарифов на проезд в общественном транспорте является вынужденной мерой, стоимость проезда не менялась с апреля 2019 года, в то время как себестоимость поездки значительно возросла. Угодить всем и не вызвать возмущения горожан, так не бывает, как и в любой сфере оказания услуг. Но однозначно одно — мы обязаны обеспечить бесперебойные перевозки.

— Работают ли с водителями — им придется выдержать волну негатива в начале ноября, когда цена повысится.

— С водителями мы работаем всегда. Работают с ними руководители автотранспортных организаций, проводят беседы и сотрудники управления транспорта и дорожного хозяйства. Следить за дисциплиной стало намного легче, после того как транспортные средства были оборудованы камерами видеонаблюдения. Информация хранится в течение 30 суток, при необходимости можно отследить историю инцидента.

— Есть ли метод регулирования дисциплины среди водителей?

— Долго думали, как искоренить хамство и другие нарушения среди водителей. Получается так, что уволили водителя из одной компании за нарушения, он устроился в другую. Решили бороться с этим глобально — создали дисциплинарный комитет. Это немного остудило горячие головы, никому не хочется получать разнос и попадать в «Черный список» — работать то надо.

ПЛАТИТЬ КАРТОЙ ВЫГОДНО И УДОБНО

— Бесконтактная оплата — когда планируется, как это будет?

— С января 2021 года по поручению губернатора Краснодарского края мы обязаны оборудовать весь транспорт системой безналичной оплаты стоимости проезда. Пока на частном транспорте речь идет о возможности оплаты услуг по перевозке только банковской картой.

— Если не сработает терминал — как быть?

— Платить или не платить в транспорте, если не работает терминал? Здесь мнение двоякое. Изучал действующее законодательство. Однозначного ответа нет. Одни считают, если терминал в транспорте не работает, то пассажир с транспортной картой не обязан искать наличные деньги и может ехать бесплатно. Мне не удалось найти соответствующих постановлений или других нормативных актов о бесплатном проезде. Более того, в Правилах пользования картами, опубликованными операторами безналичной оплаты есть фразы: «любой отказ в работе системы, в том числе выход из строя карты, не освобождает пользователя от оплаты проезда в транспортном средстве перевозчика. В этом случае пользователь обязан оплатить проезд наличными денежными средствами».

Другие считают, что недобросовестные водители могут выключать терминалы (имитировать неисправность) и, прикрываясь этой фразой, заставлять пассажиров оплачивать проезд наличными. Поэтому чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос, до введения системы безналичной оплаты стоимости проезда на частном транспорте мы издадим нормативный правовой акт, регламентирующий правила поведения в таких ситуациях.

— Все автобусы будут оснащены — абсолютно все, или как с кондиционерами?

— С 1 января 2021 года система безналичной оплаты стоимости проезда обязательна во всем транспорте Краснодарского края в соответствии с нормативными актами.

КОНДИЦИОНЕРАМ — БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Горожане возмущаются, что не во всех маршрутках есть кондиционеры. Если перевозчик обязан их установить – в чем загвоздка?

— Действующее законодательство не содержит обязанности перевозчика оборудовать общественный транспорт кондиционерами, соответственно не предусмотрена и административная ответственность за их отсутствие или отключение имеющегося кондиционера.

По поручению главы Новороссийска, управлением транспорта и дорожного хозяйства разработан проект изменений в краевое законодательство в части обязательного оснащения всего общественного транспорта системами кондиционирования. Депутаты городской Думы выступят с этой инициативой в Законодательном собрании Краснодарского края. Также будет предложено дополнить краевой закон № 608 «Об административных правонарушениях» и ввести санкции, предусматривающих ответственность за отсутствие или невключение кондиционера.

Очень надеюсь, что депутаты Законодательного собрания Краснодарского края поддержат нашу инициативу и установка кондиционеров также станет обязательным, и их не установка повлечет административную ответственность перевозчика и водителя.

Напоследок коснемся чисто новороссийской особенности оплаты — на выходе. Стоит ли с этим бороться — система работает, люди привыкли.

Несколько раз пытался затронуть эту тему, выкидывал в соцсети информацию об обязательном расчете при входе. Столкнулся с непониманием, решил вернуться к этому вопросу позже. Система работает многие годы, единственная проблема — неоплата проезда. Либо зайцы выскакивают, не оплатив проезд, либо показывают календарики вместо проездного. Водитель бессилен в этом случае.

Подводя итог: идеального соотношения между выгодой перевозчика и стоимостью проезда не существует, есть экономически обоснованный тариф, есть социальный; идеальных водителей не существует, так же как идеальных пассажиров; законодательство несовершенно.