В начале июля Новороссийский морской терминал резко увеличил отгрузки нефти — почти в два раза, до 101 тыс. тонн в сутки. Это позволило компенсировать снижение поставок через другие ключевые порты страны. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), общий суточный объем экспорта нефти из российских портов за этот период вырос на 0,5%, достигнув 414 тыс. тонн.

Основные направления поставок:
-
Турция (два танкера Suezmax)
-
Индия (танкеры Aframax и Suezmax)
-
Египет (Suezmax)
-
Также один танкер Aframax направился в неизвестный пункт назначения
Фрахтовые ставки остались стабильными: $5,4 за баррель до Индии и $8,9 до Китая.
Почему вырос спрос на новороссийскую нефть?
Аналитики объясняют это несколькими факторами:
-
Устойчивый спрос со стороны Турции и Индии
-
Возможное перераспределение грузопотоков с балтийских терминалов
-
Неизвестный получатель (вероятно, Сингапур или другой азиатский нефтяной хаб) может указывать на работу через промежуточных трейдеров
Спад в других портах
В то же время другие ключевые терминалы показали снижение отгрузок:
-
Приморск: -38%
-
Усть-Луга: -18%
-
Козьмино: -20%
В июне морской экспорт российской нефти сократился на 6,5%, достигнув минимального за четыре месяца уровня — 3,43 млн баррелей в сутки.
Прогнозы и риски
Ожидается, что в июле экспорт стабилизируется на уровне 4,55-4,75 млн баррелей в сутки. Обсуждаемое ЕС введение гибкого ценового потолка (на $15 ниже рыночной цены) вряд ли серьезно повлияет на поставки, так как текущие ограничения касаются только логистических услуг при цене выше $60 за баррель.
Эксперты отмечают, что российская нефть продолжает поставляться на условиях FOB (когда право собственности переходит покупателю в порту отгрузки), что снижает риски для импортеров.