Хотя на Руси имена традиционно давались по святцам, в аристократической среде сложились свои предпочтения.

У дворян имя девушки могло многое рассказать о происхождении семьи, ее амбициях и даже о политических симпатиях.
Любимицы высшего света
В XVIII веке выбор имен во многом диктовался политической модой. Если на троне – Екатерина, то и в знатных домах появляется масса маленьких Екатерин. При Екатерине II это имя стало настоящим хитом. То же случилось раньше с Анной (в честь Анны Иоанновны) и с Елизаветой – при правлении Елизаветы Петровны.
Но стоило этим именам перекочевать в купеческую и крестьянскую среду, как аристократия начинала от них отказываться. Престиж быстро тускнел, и знать искала новые, “еще не запятнанные” народной любовью варианты.
Мария — имя, которое боялись называть
Интересная история связана с именем Мария. Долгое время оно считалось слишком сакральным – ведь так звали Богородицу. В народе чаще говорили “Марья”, стараясь обойти прямое упоминание. Но к XIX веку дворянки всё чаще получали именно полную форму – Мария. Имя стало символом благородства и заняло второе место по популярности среди высших слоев.
Только для «своих»
Некоторые имена практически не встречались за пределами дворянских салонов:
- София – звучало изысканно и образованно, недоступно простолюдинам.
- Варвара – неожиданно, но входила в пятёрку самых аристократических имён.
- Александра и Анастасия – слишком “государственные” для крестьянского быта. Простые люди чаще использовали форму “Настасья”.
Имена с “высокой перспективой”
Были и такие, что со временем “доросли” до благородного статуса:
- Наталия — шестое по популярности имя у знатных женщин.
- Елена — замыкала десятку, но считалась утончённой и выдержанной.
Как менялась мода на имена
Интересно, что имена в среде знати “выходили из моды” так же, как фасоны платьев или парфюмы. То, что было престижным при одном монархе, теряло блеск при следующем. Екатерины, Анны и Елизаветы уступали место Софиям и Варварам, пока и те не начинали звучать слишком часто в домах мещан.
Так, несмотря на то, что все имена брались из церковного календаря, в реальности они служили тонким маркером — не просто крещения, а социального положения, круга общения и даже культурного вкуса семьи, пишет источник.