К 79-летию великой победы! «Красный двигатель» – завод, помогавший фронту.

Автор: Мила Лагина

Каждый житель «той стороны» узнавал голос своего завода.

Первым гудеть начинал «Пролетарий», потом «Октябрь», «НоворЭС», после «Красный двигатель» и остальные заводы. Гудки отменили вначале 50-х. И уже вряд ли кто помнит, какими голосами заводы приглашали на работу. Да и большинства заводов не стало. В 2008 году был закрыт «Красный двигатель», одно из сильнейших промышленных предприятий города.
Изначально завод занимался изготовлением и ремонтом мелких судов, в 1920-е годы начинает выпускать двигатели средней и малой мощности, производит лесообрабатывающие машины и плуги, затем специализируется на выпуске двигателей внутреннего сгорания, изготавливает запасные части к отечественным тракторам. С первых дней войны рабочие завода осваивают производство 82-ти мм батальонных и 50-ти мм ротных минометов, выполняют заказы на изготовление автоматического оружия и противотанковых ежей.

В 1942 году «Красный двигатель» эвакуируют в Самарканд. Эшелон с работниками завода вышел из Новороссийска на Махачкалу, для эвакуации в Самарканд, а в Армавире попал под бомбёжку.


Из информации директора завода Орлова от 23 декабря 1942 г..:
Эшелон был разбит. Группа работников завода из этого эшелона прошла пешком из Армавира до Туапсе и вернулась в Новороссийск. Позже, пешком, они вышли из Новороссийска и в настоящее время находятся в Самарканде. Остальная часть этого эшелона пропала без вести, оставшиеся захвачены в плен. Из намеченных четырех эшелонов (с оборудованием) благополучно проследовал до места назначения только один эшелон – первый. Остальные эшелоны не могли пройти, так как железнодорожная линия была перерезана. Второй эшелон, находясь на ст. Афипская подвергся воздушной бомбёжке, при этом были убиты кадровые рабочие завода т. Телин, контролёр, отец его, работавший завальщиком, и сестра, то же работавшая на заводе; был ранен т. Щепанов Д.И, - мастер завода, слесарь т. Филатов. Третий эшелон также вышел из Новороссийска, но вернулся со станции Тоннельная. Четвертый эшелон из Новороссийска не выходил. Работники завода со 2-го и 3-го эшелонов вышли из Новороссийска пешком, а частично выехали на кораблях и прибыли в настоящее время в Самарканд. Большинство вышедших пешком были вынуждены оставить свои семьи в г. Новороссийск… Всего прибыло на завод 726 работников и 454 их иждивенца…»
Начальником первого эшелона был назначен коммунист Дмитрий Дмитриевич Бондарь. Эшелон под его командованием прибыл к месту назначения без потерь оборудования и под его руководством в Самарканде продолжил выпуск военной продукции.
В 1943 году, когда Новороссийск был освобожден, Бондарь руководил восстановлением завода, а позже был назначен его директором.