Исторический центр ждет реконструкция: история дома городского головы Никулина
Художественная школа имени Семена Эрьзя располагается в старинном одноэтажном здании с окрашенным в зеленый цвет фасадом на углу улиц Советов и Новороссийской республики. Сейчас этот квартал ожидает реконструкции , план которой уже разрабатывается городскими властями.
Мимо стен этого дома пронеслись две социалистические революции, затем гражданская и Великая Отечественная войны. В стенах здания побывало множество различных людей — от членов купеческой семьи до великих деятелей. Чтобы начать рассказ о них, «Вечерний» отправляется в прошлое.
Купец и городской голова
В конце XIX века в Новороссийск из-под Ставрополя переехал купец второй гильдии Алексей Никулин с женой и двумя дочерьми. У него было образование коммерческого бухгалтера и деловая смекалка. После открытия в городе хлебной торговли купец сделался состоятельным человеком, и на рубеже XIX-XX веков на Николаевской улице — раньше так называлась нечетная сторона улицы Советов — вырос каменный дом.
Дела Алексея Никулина продолжали идти в гору: в 1901 году новороссийская Дума большинством голосов избрала его городским головой на 4 года. На посту градоначальника Алексей Никулин развил бурную деятельность по строительству и благоустройству Новороссийска. При нем в городе появился первый водопровод. С карты исчезли Цемесское болото и Раевская балка. Мимо дома городского головы к морю протянулся широкий Раевский бульвар — в наши дни он называется улицей Новороссийской республики.
С приближением первой революции в купеческом доме стали часто собираться социал-демократы и большевики. Поэтому в конце 1905 года, когда была подавлена Новороссийская республика, купца исключили из службы по приговору Судебной палаты Новочеркасска. В Новороссийске он прожил еще 20 лет. Затем Алексей Никулин уехал в Ростов, где прожил до самой смерти в начале 40-х, ведя мемуары о революции в Новороссийске и получая пенсию.
Революционеры
В период постройки дома Никулина в Новороссийск из Ростова переехала семья народника Прохорова. Его сын, Борис Прохоров, после выпуска из мужской гимназии познакомился с Лидией Никулиной, младшей дочерью купца.
Прохоров-младший отправился в Санкт-Петербург для поступления в университет, но доучиться в нем так и не смог: за организацию «студенческих беспорядков» его исключили. Вернувшись в Новороссийск в 1903 году, он женился на Лидии. С этого момента Борис Прохоров жил в доме Алексея Никулина и работал у него приказчиком.
Зять купца и работавший с ним Сабельников стали посещать социал-демократические кружки. Там они познакомились с членом РСДРП Иваном Гольманом и помогли ему устроиться к Алексею Никулину.
Три приказчика все чаще собирались в купеческом доме. Они занялись распространением революционных идей на городских заводах: призывали рабочих к забастовкам и готовились к первомайской демонстрации. И хотя в 1904 году Гольмана посадили в тюрьму, встречи революционеров не прекратились.
После Октябрьской революции Борис Прохоров возглавил военный трибунал. К нему приходили сотрудники губернского комитета и ставший депутатом отец. Заглядывал, бывая в городе, и Иван Гольман — теперь он являлся членом Совета рабочих депутатов Краснодара.
В годы гражданской войны большевики снова стали собираться в доме купца Никулина. Теперь встречи происходили в подвале, поскольку Новороссийск находился в руках белой армии генерала Деникина. Когда город заняли красные, в купеческом доме разместился штаб маневренной группы для борьбы с врагами советской власти.
Имена деятелей революции сохранились на карте Новороссийска. В частном секторе Восточного района Новороссийска есть улица Гольмана. Она начинается от Сухумского шоссе недалеко от развилки с улицей Судостальской и уходит в сторону гор. Также от нее ответвляется небольшой одноименный переулок.
Люди искусства
Еще до обеих революций, в 1904 году, в доме Никулина работало фотоателье Сосюка. В 20-х годах XX века здесь побывали трое известных деятелей искусств революционной и довоенной эпохи. Так, в 1920 году в стенах купеческого дома организовывал театральные постановки Всеволод Мейерхольд.
В Новороссийске знаменитый режиссер занимался развитием культуры. По его инициативе в городе открылись рабочие клубы, кинотеатры, цирк, эстрада и окружной музей. С его же подачи в центре заработали два киоска, в одном из которых продавали книги, а в другом — музыкальные инструменты. В Новороссийске открылись творческие секции: театральная, музыкальная, кинематографическая, по делам музеев и охране памятников старины и искусства, литературная, изобразительного искусства.
Посещал дом Никулина и скульптор Семен Эрьзя. В Новороссийск он привез целый вагон скульптур большой художественной ценности. Эрьзя пробыл в городе недолго: с мая 1921 года до марта 1922-го. Из-за тяжелого финансового положения он уехал, оставив все свои работы на произвол судьбы. Впоследствии они были потеряны, их поиски продолжаются и в наши дни.
Наконец, в купеческом доме жил художник Иван Владимиров. Он писал батальные реалистические полотна документального характера. Одно из них, созданное в 1926 году, называется «Бегство буржуазии из Новороссийска».
Школы
После гражданской войны в здании начали размещать различные образовательные учреждения. Например, во второй половине 40-х годов дом восстановили и разместили в нем начальную школу. Сегодня здесь работает художественная школа.
Художественная школа начала свою работу в 1969 году. Тогда здесь было всего трое преподавателей и 60 учеников. Через 5 лет главный архитектор Новороссийска Гурген Наджарян предложил передать ей старинное здание, после чего учебное заведение стало стремительно развиваться. В 1996 году ему присвоили имя Семена Эрьзя: тогда скульптору исполнилось бы 120 лет. Здесь же хранится единственная его работа, которую удалось найти, — «Малая Ева».
Реставрация
Уже на протяжении почти полувека в дом на углу улиц Советов и Новороссийской Республики приходят на занятия юные художники. Площадь учебного учреждения хотят увеличить: в феврале 2022 года заговорили о разработке проекта планировки квартала, где находится здание.
Дом купца Никулина — объект культурного достояния Новороссийска, и модернизировать его нельзя никоим образом. Поэтому проект планировки исторического центра города подразумевает реконструкцию прилегающей к зданию застройки и его реставрацию. Также будет отреставрирован и дом купца Цертоса: он тоже входит в культурное достояние Новороссийска.