Российские экономисты утверждают, что позитивная трансформация экономики страны невозможна исключительно за счет частных инвестиций. Даже если ключевая ставка Центробанка будет снижена вдвое, этого не хватит для значительного увеличения частных вложений. Эта ситуация частично подтверждает наступающий инвестиционный кризис в России, где прирост инвестиций в основной капитал может сократиться почти в четыре раза. Чтобы избежать нового экономического застоя, эксперты предлагают временно ввести всеобъемлющий налог с оборота, средства от которого будут направлены на поддержку инвестиционной трансформации экономики.
На данный момент правительство пытается поддерживать убыточные отрасли через бюджетные льготы, однако этих мер явно недостаточно для обеспечения устойчивого развития, как предупреждают представители крупного бизнеса. Без дополнительной бюджетной поддержки темпы роста инвестиций могут не превысить 2,4% в год, даже если ключевая ставка будет снижена к 2026 году, а общий рост экономики останется на уровне 2% в год. Это указывает на то, что без активных усилий по расширению инвестиционной активности трансформация экономики только за счет внутренних доходов станет затруднительной.
Согласно новому исследованию группы экономистов из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, негативный сценарий, описанный ими, выглядит особенно тревожно на фоне прогнозов на 2025 год. Ожидается, что рост ВВП в этом году упадет до 1,4–1,7%, по сравнению с 4% в 2024 году, а прирост инвестиций снизится до 1,3–1,7% по сравнению с 6,8–7% в предыдущем году.
Экономисты ИНП РАН предлагают временное введение нового налога на оборот, который станет основным источником финансирования для стимулирования инвестиций. Они подчеркивают, что хотя повышение налогового бремени может снизить динамику доходов бизнеса и населения, перераспределение национального дохода через бюджет позволит преодолеть этот негативный эффект в течение одного-двух лет. В результате, суммарный прирост ВВП за три года может достичь 3,4 трлн рублей, что позволит ускорить рост государственного потребления и инвестиций, а также повысить реальные доходы населения и бизнеса.
Перед введением нового налога эксперты рекомендуют правительству провести анализ эффективности уже существующих налоговых льгот. В России в настоящее время действуют около 35 инвестиционных налоговых льгот и преференциальных режимов. По данным Министерства финансов, объем выпадающих доходов бюджетов из-за применения этих льгот вырос с 0,8 трлн рублей в 2017 году до 2 трлн рублей в 2021 году, что составляет примерно 26% от общих налоговых расходов бюджета. Однако во многих случаях применение льгот не приводит к увеличению инвестиций или созданию рабочих мест.
В условиях текущего инвестиционного кризиса многие сектора экономики сталкиваются со стагнацией, в том числе из-за антироссийских санкций. Примером таких отраслей является деревообработка, а также строительство и автопром. Вице-премьер Александр Новак уже провел несколько заседаний подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики, где обсуждаются меры поддержки.
Представители крупного бизнеса выражают сомнения в эффективности текущих мер государственной поддержки, указывая на высокую ключевую ставку ЦБ РФ, которая делает льготные кредиты менее привлекательными. В свою очередь, Минфин планирует перейти к фиксированию обязательств по субсидированию процентных ставок, что также может снизить привлекательность кредитования для бизнеса.
Таким образом, для выхода из инвестиционного кризиса необходимы новые подходы к налоговой политике и поддержке бизнеса, иначе риски стагнации экономики будут только нарастать.