Польза 0+

ФНС начала рассылать уведомления по вкладам: кто должен заплатить налог до 1 декабря

Федеральная налоговая служба начала направлять россиянам уведомления о налоге с процентного дохода по банковским вкладам. Получить документ должны все граждане, у которых возникла обязанность по уплате НДФЛ. При этом налог начисляется не на всю сумму процентов, а только на доход сверх установленного необлагаемого лимита.

Источник фото: редакция

С 21 сентября ФНС рассылает налоговые уведомления за доходы, полученные по банковским депозитам в 2025 году. Согласно установленным срокам, документы должны поступить гражданам не позднее 10 октября.

Если уведомление не пришло, но доход от вкладов оказался выше необлагаемого порога, налоговой службе рекомендуют сообщить об этом самостоятельно.

Заплатить начисленный НДФЛ необходимо до 1 декабря 2026 года.

Когда налог с процентов платить не придется

Налог рассчитывается не со всей суммы процентов, полученных по депозитам и накопительным счетам.

Для доходов за 2025 год необлагаемый порог составляет 210 тысяч рублей. Если совокупная сумма процентов по всем учитываемым вкладам и счетам не превышает эту величину, НДФЛ платить не нужно.

Если доход оказался выше лимита, налог начисляется только на превышение.

Например, если за год по депозитам было получено 350 тысяч рублей процентов, налогооблагаемой станет сумма 140 тысяч рублей.

При ставке 13% налог в таком случае составит 18,2 тысячи рублей.

Когда применяется ставка 13%, а когда 15%

Для процентного дохода до 2,4 млн рублей в год применяется ставка НДФЛ 13%.

Если доход превышает этот уровень, к сумме превышения применяется ставка 15%.

При этом учитываются проценты по нескольким депозитам и накопительным счетам, поэтому ориентироваться только на доход по одному вкладу неправильно.

Проценты по валютным депозитам пересчитываются в рубли по курсу Банка России.

При определении налоговой базы также существуют исключения. В частности, в расчет не включаются доходы по эскроу-счетам и некоторые рублевые вклады со ставкой не более 1%.

Что делать, если уведомление не пришло

Само отсутствие письма от ФНС не означает, что налог платить не нужно.

Если проценты по вкладам превысили установленный необлагаемый порог, а уведомление не поступило в установленный срок, гражданину стоит самостоятельно обратиться в налоговый орган и уточнить наличие начисления.

Проверить информацию о налоговых обязательствах также можно через личный кабинет налогоплательщика.

Крайний срок уплаты налога — 1 декабря.

Для долгосрочных вкладов действуют отдельные правила

Особый порядок применяется к депозитам, срок которых составляет несколько лет.

В таких случаях процентный доход может распределяться между годами, за которые он был начислен. При расчете налога учитывается необлагаемый минимум соответствующего периода.

Например, если двухлетний вклад был открыт в начале 2024 года, а по его окончании в 2025 году вкладчик получил 500 тысяч рублей процентов, доход может быть распределен по двум годам — по 250 тысяч рублей на каждый.

Если в соответствующем периоде необлагаемый минимум составлял 210 тысяч рублей и других учитываемых вкладов у человека не было, налоговая база за год составит 40 тысяч рублей, а не вся сумма полученных процентов.

Именно поэтому владельцам долгосрочных депозитов особенно важно учитывать не только размер начисленных процентов, но и период, за который они были получены.

Главное для вкладчиков

Если в 2025 году банковские вклады принесли вам более 210 тысяч рублей процентов, стоит проверить налоговое уведомление ФНС.

При этом налог начисляется только на сумму превышения установленного порога. Получив уведомление, не стоит откладывать оплату: сделать это необходимо до 1 декабря 2026 года.

Автор: Полина Мороз