Присмотритесь к панели современного автомобиля. Прямо перед глазами водителя, у самого основания лобового стекла, часто можно заметить небольшой, ни на что не похожий выступ. Кто-то называет его «пупырышком», кто-то — «горбиком».

Он может быть похож на матовый шарик, крошечный кубик или просто пластиковую кнопку. Многие воспринимают его как элемент дизайна или вовсе не замечают, а некоторые даже пытаются отковырять, принимая за защитную пленку. На самом деле, эта маленькая деталь — важный работник, невидимо заботящийся о вашем комфорте.
Этот скромный элемент — датчик солнечного излучения, или, как его еще называют, солярный датчик. Его задача — быть «глазами» системы климат-контроля. Он непрерывно оценивает, насколько ярко и с какой стороны солнце светит в салон через лобовое стекло.
Как же это работает?
Представьте себе ситуацию: вы едете по трассе в летний день. Солнце палит вовсю, нагревая салон. Но его лучи неравномерны: то вы заходите в тень от придорожных деревьев, то выныриваете на открытое пространство. Обычный датчик температуры внутри салона реагирует на эти изменения с запозданием, фиксируя уже нагревшийся воздух.
А вот «горбик» на торпедо работает на опережение. Он улавливает саму интенсивность света, а не его тепло. Он мгновенно сообщает электронному мозгу автомобиля: «Сейчас очень ярко!» или «Мы в тени». Получив эти данные, блок управления климатом принимает интеллигентные решения. Если датчик сообщает о ярком солнце, система чуть усиливает охлаждение, чтобы компенсировать будущий нагрев. Если вы резко въехали в туннель или под мост — плавно уменьшает мощность кондиционера, предотвращая излишнее охлаждение.
В автомобилях с многозонным климатом таких датчиков может быть несколько — отдельно для водителя и переднего пассажира. Это позволяет системе, к примеру, если солнце светит справа, немного увеличить охлаждение именно с этой стороны, пока водительская зона остается в более щадящем режиме.
Самая распространенная проблема
Именно центральное расположение датчика играет с ним злую шутку. Это место кажется идеальным для установки видеорегистратора, навигатора или держателя для телефона. Многие водители, не задумываясь, ставят или клеят гаджеты прямо поверх этого «пупырышка», полностью лишая его «зрения».
Что происходит в этом случае? Датчик, оказавшись в тени, посылает в блок управления ложный сигнал: «В салоне всегда пасмурно, солнца нет». Климат-контроль, доверяя ему, перестает компенсировать солнечную нагрузку. В результате, когда вы выезжаете на солнце, кондиционер может работать вполсилы, в салоне становится душно и жарко. Водитель начинает увеличивать охлаждение вручную, но стоит снова оказаться в тени, как воздух instantly становится ледяным. Постоянные перепады температуры и ощущение, что «климат-контроль сошел с ума», — частый результат такой безобидной, на первый взгляд, ошибки.
Поэтому в следующий раз, устанавливая очередное полезное устройство на торпедо, оглядитесь. Найдите тот самый неприметный «горбик» и убедитесь, что вы оставили ему свободный обзор. Это простое действие поможет умной системе вашего автомобиля делать свою работу и поддерживать идеальный микроклимат в салоне при любой погоде за окном, пишет источник.