С 9 декабря в России начали действовать новые правила формирования стоимости полиса обязательной автостраховки.
Регулятор, Банк России, предоставил страховым компаниям больше свободы в ценообразовании, что приведет к более заметной разнице в чеках для разных категорий водителей.
Суть изменений
Главное новшество — расширение так называемого «тарифного коридора». Теперь страховщики могут применять к базовой ставке скидки и надбавки в большем диапазоне, чем раньше. Если ранее предельное отклонение составляло 20%, то теперь оно достигло 40%.
- Для владельцев легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов коридор увеличен на 15%.
- Наиболее серьезная корректировка коснулась мотоциклов — их тарифные границы сдвинулись на 40%, что связано с повышенными рисками для этого вида транспорта.
Кто заплатит больше, а кто сэкономит?
Цель изменений, как поясняют в ЦБ, — сделать цену полиса более справедливой и привязанной к персональным рискам. Это значит, что стоимость ОСАГО будет сильнее зависеть от статистики конкретного водителя и его машины.
В зоне повышенного внимания страховщиков и, как следствие, с вероятным ростом стоимости полиса окажутся:
- Автомобилисты с частыми авариями в истории (низкий коэффициент бонус-малус).
- Молодые водители со стажем менее трех лет.
- Владельцы автомобилей, модели которых чаще других фигурируют в статистике ДТП.
Выиграют от нововведений, вероятно, аккуратные водители с многолетним безаварийным стажем. Для них у страховых компаний появится возможность предлагать более выгодные условия.
Изменения по регионам
Помимо общего тарифного коридора, пересмотру подверглись территориальные коэффициенты (КТ). Эта переменная в формуле расчета учитывает уровень аварийности и мошеннических рисков в конкретном субъекте РФ.
- Понижающий коэффициент применили для 20 регионов.
- Повышающий — для 28.
- Самый резкий рост, в два раза, ждет некоторые территории Новосибирской области и Республики Ингушетия. В Центробанке такое решение объяснили хронически высокой долей недобросовестных действий и страхового мошенничества в этих регионах за последние пять лет.
Почему изменения были неизбежны?
В регуляторе указывают на накопившийся дисбаланс. За время, прошедшее с последней корректировки тарифов для личных авто (сентябрь 2022 года), средняя сумма выплаты по страховому случаю выросла в полтора раза из-за инфляции и удорожания ремонта. При этом средняя цена самого полиса к осени 2025 года, напротив, немного снизилась. Новые правила призваны вернуть систему в состояние финансовой устойчивости.
Что делать сейчас?
Эксперты рынка советуют при продлении страховки не ограничиваться одним предложением. Сравните цены в нескольких крупных компаниях и у агрегаторов — с новыми правилами разброс в стоимости для одного и того же водителя может быть весьма значительным.