«Адмирал Нахимов» и «Титаник»: сходства и различия гибели круизных лайнеров
35 лет назад, 31 августа 1986 года, Новороссийск потрясла настоящая трагедия: при выходе из Цемесской бухты затонул пассажирский пароход «Адмирал Нахимов», получивший удар от сухогруза «Петр Васев». По официальным данным, погибли 423 человека – треть от общего числа находившихся на борту пассажиров и членов экипажа. Это происшествие стало крупнейшей катастрофой на Черном море в мирное время, и потому «Адмирал Нахимов» в народе прозвали «русским «Титаником».
Но настолько ли похожи эти два судна, покоящиеся на морском дне? «Вечерний» расскажет об основных сходствах и различиях легендарных круизных лайнеров.
Сходства
Нарушение правил безопасности
Конечно, во времена «Титаника» еще не был сформирован четкий свод таких правил – он появился как следствие его гибели. Тем не менее амбиции Джозефа Исмея, владельца лайнера, взяли верх над благоразумием: «Титаник» шел по кратчайшему пути на максимальной скорости, приближаясь к айсбергу.
В случае с «Адмиралом Нахимовым» капитан сухогруза «Петр Васев» Виктор Ткаченко нарушил Международные Правила предупреждения столкновения судов в море: в данной ситуации уступать должен был сам «Адмирал Нахимов», поскольку относительно «Петра Васева» он находился слева по курсу.
Пробоина ниже ватерлинии
При встрече с айсбергом «Титаник» не успел изменить курс, чтобы обойти опасное препятствие на достаточном расстоянии, и скрытая под водой часть тороса продавила в борту судна длинную брешь, охватившую пять отсеков.
При ударе же «Петра Васева» о борт «Адмирала Нахимова» подводный бульб грузового судна пробил его, из-за чего сразу три отсека были затоплены.
Нехватка шлюпок
Пассажиров «Титаника» погубили также правила оснастки судов того времени: количество шлюпок зависело от тоннажа, а не от количества людей на борту. Еще более усугубило ситуацию поведение пассажиров: первые шлюпки пошли полупустыми.
На «Адмирале Нахимове» шлюпок хватало на всех. Но боковой крен судна сделал их использование невозможным. Экипаж смог пустить в ход только надувные плоты.
Техническая слепота
На «Титанике» ситуацию оценивали впередсмотрящие. Однако задолго до встречи с айсбергом они остались без биноклей: при увольнении второй помощник Дэвид Блэр случайно унес с собой ключи от сейфа, где хранились бинокли.
В 80-х суда оборудовались средствами автоматической радиолокационной прокладки. Построенный в Японии в 1981 году «Петр Васев» был оборудован японскими САРП, программное обеспечение которых было достаточно примитивным. Из-за больших пауз между приемом сигнала и выдачей результата при малом расстоянии между судами оборудование было бесполезно.
Роковое движение штурвала
При анализе катастрофы на «Титанике» выдвигалось следующее мнение: шедшее прямо на айсберг судно имело большие шансы на спасение, если бы рулевой не сделал попытки уйти от столкновения. Судно задело айсберг по касательной, повредив пять отсеков, – затопление можно было бы предотвратить только при четырех поврежденных отсеках. При лобовом столкновении на снижающейся скорости «Титаник» отделался бы одним затопленным отсеком.
В своих расчетах капитан «Петра Васева» делал ставку на сохранение курсов и скорости обоих судов. Однако Александр Чудновский, второй помощник на «Адмирале Нахимове», находясь у руля, не мог знать об этих расчетах. Опасаясь столкновения, он изменил курс на 5 градусов влево, затем еще на 10, затем еще на 5. Приборы «Петра Васева» не могли засечь столь малых углов, поэтому Виктор Ткаченко их не заметил и не смог изменить курс и скорость «Петра Васева» вовремя.
Различия
Срок службы
История «Титаника» была очень коротка, поскольку он не пережил и первого плавания. Хотя для своей эпохи это был революционный проект. По тому же проекту было построено еще два судна – одно из них, «Олимпик», было доработано и успешно совершало рейсы до 30-х годов XX века.
«Адмирал Нахимов» был обычным пассажирским судном, а срок его службы сильно превышал норму: еще в 1925 году его спустили на воду в Германии под названием «Берлин». Затопленный в войну пароход подняли со дна советские специалисты, его восстановили в ГДР.
Погодные условия
Трагический рейс «Титаника» состоялся в апреле 1912 года, а завершился среди ледяных торосов посреди Атлантического океана. Нахождение пассажиров в ледяной воде в одном лишь пробковом жилете усугубляло ситуацию. Огромное количество людей погибло от переохлаждения.
«Адмирал Нахимов» закончил свои дни в значительно более теплом Черном море в последний день лета 1986 года. Использование спасательных жилетов в таких условиях не было настолько опасным.
Спасение пассажиров
«Титаник» оказался среди айсбергов практически в гордом одиночестве: большинство судов соблюдало дистанцию в целях собственной безопасности, а ближайший берег находился еще дальше. Судно «Карпатия» смогло подойти только к утру.
«Адмиралу Нахимову» в этом повезло больше: катастрофа произошла недалеко от берега. По сигналу к месту катастрофы устремились 64 спасательных катера.
Затопление
Герметичность дверей в водонепроницаемые отсеки «Титаника» обеспечила судну большую фору: оно тонуло около трех часов.
«Адмирал Нахимов» начал тонуть практически сразу. Он уходил под воду рывками и весьма стремительно: между столкновением и полным погружением завалившегося на борт судна прошло всего 8 минут.
Резонанс
Уже к утру после катастрофы о гибели «Титаника» трубила вся мировая пресса. Многие европейские и американские города погрузились в траур. В Саутгемптоне у головной конторы компании-судовладельца «Уайт Стар Лайн» собрались родственники пассажиров лайнера в надежде найти своих родных в списках выживших.
Выжившим пассажирам «Адмирала Нахимова» запретили сообщать кому-либо о катастрофе по телеграфу. Родственники же многих пассажиров и членов экипажа получали одинаковые телеграммы: «Жив и здоров. Город Новороссийск». В середине дня 1 сентября 1986 года появились первые краткие сообщения по радио и телевидению СССР. Иностранных журналистов в Новороссийск не пропустили. Только в 16:00 того же дня прозвучало правительственное сообщение о столкновении двух судов и гибели «Адмирала Нахимова». 5 сентября официальные лица КПСС выступили с соболезнованиями семьям погибших – лишь после этого СМИ получили возможность снимать репортажи с места происшествия.