3 истории фельдшеров, воевавших в Новороссийске

Автор: Редакция

За храбрыми подвигами советских солдат нечасто замечают тех, кто, вопреки реалиям войны, спасал жизни и выносил бойцов из-под огня. Во время страшных боевых действий Великой Отечественной войны силами фельдшеров спасены миллионы жизней. Под звуки выстрелов они бросались на помощь раненым, зачастую не задумываясь о собственных жизнях.

В этом году отмечается 80 лет с даты формирования 255-й Таманской дважды Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова бригады морской пехоты, которая участвовала в боях за Новороссийск. Именно поэтому в преддверии Дня Победы «Вечерний» решил рассказать о судьбах фельдшеров этой пехоты. Их воспоминания об ужасах войны заботливо сохранил автор книги «Южно-Озерейская десантная операция» Роман Валерьевич Талдыкин.

Для всех погибший

Алексий Гогилашвили участвовал в боях в Крыму в 1941-1942 годах фельдшером. Потом он продолжил службу
в 142-ом батальоне 255-й бригады морской пехоты. Из воспоминаний его сына следует, что во время высадки десанта под Новороссийском Алексия Гогилашвили взяли в плен.  Долгое время его считали погибшим. Однако после окончания войны Алексий вернулся в родную деревню.

Несмотря на военный опыт, бывшего фельдшера не брали на работу в больницу. Возможно, на решение повлияло его нахождение в плену. Однако он устроился ассистентом эпидемиолога в Гурджаанинской санитарно-эпидемиологической станции.

Держали плацдарм, истекая кровью

Фельдшер 142-го батальона 255-й бригады морской пехоты Владимир Волошин был на фронте
с первых дней войны. Он также проявил свое мужество во время боев под Новороссийском. Тогда Владимира наградили медалью «За боевые заслуги» — оказал помощь 21 человеку и отправил всех в тыл.

Однако в феврале 1943 года в районе Южной Озереевки Владимира взяли в плен, где он пробыл до 1944 года.

— Нас уничтожали из всех видов оружия, большинство не доплыло. Некоторые выходили на берег в нательном белье. Уже выпал снег, но вода и земля были красными, — вспоминал Владимир Волошин. — Впереди минное поле, по нему мы ползли к огневым точкам. Кто-то повторил подвиг Матросова, другие врукопашную выбивали фрицев из траншей. И плацдарм мы все-таки захватили.

После освобождения продолжил оказывать помощь пострадавшим. Так, во время боя за город Зволен вынес 11 раненых солдат и 3 офицеров.

Сбежал из плена, выпрыгнув из поезда

Максим Сабанцев в молодости закончил Кронштадтскую школу военных фельдшеров. В последующем он был начальником санитарной службы на лидерах эскадренных миноносцев «Ленинград» и «Минск». Его наградили орденом Красного Знамени за службу военфельдшером. С 24 августа по 9 сентября 1942 года в районе боев Липки — Неберджаевская вынес с поля боя 47 раненых с их личным оружием и перевязал 68 человек под огнем противника.

4 февраля 1943 года его батальон высадили в районе Южной Озереевки, однако здесь красноармейцев уже ждал неприятель.

— Наш батальон был высажен десантом с моря в районе станицы Южная Озерейка в тыл врага, где должен был соединиться с десантом в районе Мысхако под Новороссийском. При соединении наша часть была разбита, и с группой 20 человек решил выйти из окружения. Так мы попали в партизанский отряд Егорова, — рассказывал Максим Сабанцев о высадке десанта.

В апреле его взяли в плен казаки, которые служили у немцев, и направили в лагерь в Румынию. Здесь он находился до декабря 1943 года. В один из дней при перевозке пленных на работу Максим Сабанцев спрыгнул на полном ходу с поезда, чтобы сбежать из плена.

После этого нес службу пулеметчиком до 1944 года. В октябре в битве за Будапешт был ранен в обе ноги и проходил долгое лечение. За мужество был награжден орденом Славы 3-ей степени. Также получил медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».