Top.Mail.Ru
Фото: Новороссийский центр поисковых работ

Новороссийск в годы Великой Отечественной войны был ареной кровопролитной битвы, где гибли тысячи советских солдат. Даже спустя почти 80 лет находят их останки и неразорвавшиеся снаряды. Этим занимаются специалисты Новороссийского центра поисковых работ. О том, как удается найти останки бойцов и вернуть им их имена, «Вечернему» рассказал руководитель Михаил Романенко.

Где и как ищут?

В первую очередь, поисковики изучают карту боевых действий и немецкие аэрофотографии 1941-1943 годов. По снимкам можно понять расположение окопов, блиндажей, траншей — здесь и начинаются раскопки.

Сначала поисковики используют лопаты, затем в ход идут кисточки и скребки. Когда скелет бойца полностью очищен, его выкладывают на специальный криминалистический эксгумационный баннер, а рядом кладут личные вещи. По окончании раскопок останки хранятся в здании Центра поисковых работ в специальных мешках. Каждый год их перезахоранивают на Кабахахе. Немецких солдат, останки которых находят по всему краю, хоронят в Апшеронском районе.

Всего в Центре поисковых работ — 55 человек, но активными поисками занимаются 36 участников. Остальные работают с архивами. Кстати, к раскопкам привлекают и волонтеров, но всех их проверяют через правоохранительные органы, чтобы убедиться в их добросовестности.

3700 останков

С 1998 года поисковики нашли 2200 красноармейцев и перезахоронили их. Однако удалось опознать лишь 22 человека. В большинстве случаев это связано с тем, что во время боев за Новороссийск солдатские медальоны уже отменили.

— У нас работа больше с неизвестными солдатами. Также опознаем солдат по медалям и орденам, — рассказывает Михаил Романенко. — Что касается мирных жителей, мы посчитали, что немцы расстреляли более 7 тысяч новороссийцев. Однако пока нашли порядка 1500 погибших. Крайний раз мы находили останки мирных жителей во Владимировке. До этого 50 человек нашли в поселке Гайдук на улице Короткой. Все это старики, женщины и дети. Также был случай, когда нашли тела пожарных. Они до последнего тушили дома в городе. После одного из таких выездов они вернулись в часть, а их уже ждали немцы.

Опасные находки

Помимо останков, поисковики находят личные вещи, в том числе детские, а также вставные челюсти. Но самые опасные находки — это боеприпасы, пролежавшие в земле более 70 лет.

— Должного разминирования раньше не проводилось. Когда город был освобожден в 1943 году, к разминированию привлекали мирное население — всего 500 человек. Несмотря на то, что их пытались быстро обучить работе с боеприпасами, они не рисковали ходить в лес, — поясняет Михаил Романенко.

Фото: Новороссийский центр поисковых работ

Опознание

Когда все-таки удается опознать бойца, поисковики пытаются найти его родственников — в этом помогают правоохранительные органы. Так, недавно по медальону удалось установить личность пограничника, который служил в НКВД, и передать его останки родственникам в Ростов-на-Дону. Рядом с ним было еще 11 военнослужащих, у одного из них был орден Красной звезды, по которому его опознали через архивы Минобороны.

— Недавно мы проводили раскопки в Крымском районе. Нашли женщину-санитарку, у нее с собой было много медицинских принадлежностей. Рядом лежал боец с медалью «За боевые заслуги». На данный момент по этой медали пытаемся установить его имя. Как только установим его, по журналу безвозвратных потерь поймем, что за санитарка служила там и погибла, — говорит директор НЦПР.

Как реагируют родственники погибших бойцов?

— Сложно передать эту реакцию. Для одних это трагедия, кто-то вообще не может понять ситуацию. Есть родственники, которым на останки предков все равно. Из-за телефонного мошенничества есть те, кто относится с недоверием к звонку, — делится Михаил Романенко.

Фильтрационные лагеря

На территории Новороссийска в годы войны располагалось несколько небольших фильтрационных лагерей: во Владимировке, Гайдуке, Кирилловке, Мысхако. По словам поисковика, мирных жителей загоняли туда, а самых сильных отправляли в Германию. Здесь уже проводились раскопки, но мало что удалось найти — немцы не хоронили людей там, где собирались жить.

Немецкий генерал

— На территории Новороссийска погиб немецкий генерал Герман Крес. Все черные поисковики мечтают найти его могилу. Они, наверное, считают, что он лежит там в золоте и орденах. Немецкая сторона поделилась с нами, где находятся останки. Но пока мы не раскапываем их. Когда они понадобятся немцам, тогда мы эксгумируем его, — рассказывает Михаил Романенко.— Больше всего переживаешь, что боец, которому удалось установить личность, окажется никому не нужным.