Главное – не предавать мечту!

Фото: из архива «Вечернего»

В одном из павильонов Южного рынка Анапы запрятан мини-музей авиационной техники: мастер по изготовлению ключей Армен Алексанян превратил обычную мастерскую в уникальный островок любви к самолетам.

Как обычно бывает, в самый неподходящий момент ребенок потерял ключ от квартиры. В суете дня спешишь на рынок, чтобы мимоходом сделать дубликат, заходишь в «ключный» павильон – и выпадаешь из времени: кроме обилия ключей, чипов и брелоков помещение заполнено самыми разными самолетами всех размеров и моделей. На потолке – яркие старинные английские, немецкие и советские летательные машины, на полках вдоль стен – миниатюры истребителей, Мигов и Су, боевые и транспортные.

Хозяин этого железного великолепия 50-летний Армен Алексанян охотно отвечает на вопросы любопытных посетителей и признается: с детства мечтал стать летчиком, но судьба сложилась иначе.

— Родился я в Грузии, закончил в Тбилиси 10 классов и авиационное училище, работал техником-механиком в тбилисском аэропорту — всегда тянуло к самолетам. Планы были грандиозные: мечтал поступить в Киевский институт гражданской авиации и стать летчиком, — рассказывает Армен Александрович. — Но развал Советского союза заставил покинуть родные края, и в 1993 году переехал с семьей в Анапу: старшей дочери было тогда два месяца, а сейчас ей 29 лет — вот столько и живем здесь, в городе-курорте.

Начинал Армен Алексанян в Анапе всё с нуля: искал работу, пробовал силы в разных отраслях. Но, поскольку тяга «к железкам» никуда не исчезла, купил на последние деньги оборудование для изготовления ключей. Так, с пятью заготовками одного вида ключей, без учителей, своими руками и трудом пришел к тому, что есть сейчас — большой павильон на Южном рынке и самый разнообразный спектр выполняемых работ — от изготовления бытовых ключей до программирования чипов и пультов для шлагбаумов. И конечно, выросла любимая коллекция самолетов — сейчас здесь более ста разных моделей. Начал собирать их дома, но когда место на подоконниках закончилось, пришлось перевезти их на работу.

— Мечты об авиации живут в душе по сей день, воплощаясь в разных летательных аппаратах: мне их дарят, покупаю и собираю сам. Вот самая любимая модель, — Армен Александрович достает и отряхивает от пыли специальной кисточкой серенький ТУ-134 с надписью СССР и Аэрофлот.

— Это мой любимый самолет: на нем я учился, ремонтировал, на нем я проходил практику, потом уже переучился на ТУ-154. У меня есть практически все советские модели, боевые, транспортные, старые реактивные самолеты, поршневые, — рассказывает хозяин коллекции.

По словам Армена Алексаняна, это удовольствие не из дешевых. Так, самый простой набор заготовок стоит от трех тысяч рублей, самый дорогой – около семи.

— На пенсии, когда появится достаточно времени и достаточно заработаю, обязательно куплю самолет, который соберу и смогу сам им управлять! Я еще не так стар, и в душе до сих пор живет мечта, которая воплощается во всех этих железках, — задумчиво глядя на свои аппараты, говорит Армен Алексанян.

– О чем думаю, когда делаю самолет?.. Вспоминаю молодость, училище. Ни капли не жалею, что учился там – теперь у меня есть друзья во всех точках земли, до сих пор поддерживаем связь, на Новый год меня поздравил командир.

Интересной коллекцией Армена Александровича интересуются анапчане всех возрастов, кто волею судьбы пришел сделать ключ и удивился обилию самолетов. Многие просят организовать выставку и провести экскурсию с рассказами, которых у нашего мастера немало.

В 1988 году молодой Армен Алексанян проходил практику на действующем аэродроме в г. Тамбов. Перед выпуском в небо, как положено, все самолеты проходили осмотр. В тот день, который навсегда врезался в память нашего героя, готовился к вылету Ан-2, «кукурузник», который уже осмотрели специалисты аэродрома.

— Я всегда был дотошным, педантичным — осматривал всё сам: подогнал к двигателю стремянку, чтобы проверить все патрубки, и начал «осматривать» их руками, — вспоминает Армен. — Вдруг мои пальцы проваливаются в одну из трубок! Сразу сообщил об этом начальнику смены – поменяли патрубки, проверили двигатели, чтобы никаких потеков не было (если они есть – возгорание «движка» обеспечено). Рейс летел из Тамбова в Воронеж, на борту было не более 10 человек – слава Богу, все обошлось. Меня поблагодарили, конечно, но спасение человеческих жизней – бесценно!

Со своей единственной и любимой супругой Армен Алексанян также познакомился в аэропорту – города Тбилиси.

— Она занималась регистрацией билетов, посадкой пассажиров, оформлением багажа – была специалистом по наземному обслуживанию. Там мы познакомились, сдружились – нам было по 21 году, через год мы уже поженились. 

Добавить комментарий